Дело № 5-95/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Амурск 24.08.2010 г.
Судья Амурского городского суда Хабаровского края Печкуренко Е.А., изучив поступившие материалы об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Протокол об административном правонарушении б/н от 28.07.2010г. составлен в отношении юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края, юридический адрес: Хабаровский край, Амурский район, АДРЕС, по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что 27.07.2010г. в 15час. 00мин. при проведении плановой проверки МОУ СОШ ПОСЕЛОК, в здании школы по адресу: Хабаровский край, Амурский район, АДРЕС, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные:
1. Федеральным законом от 22.07.2008г №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон № 123);
2. «Правилами пожарной безопасности в РФ», введенными в действие приказом МЧС России от 18.06.2003г №313 (ППБ 01-03);
3. Строительными нормами и правилами «Противопожарные нормы» (СНиП 2.01.02-85*);
4. Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*);
5. Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009);
6. Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009);
7. Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (СП 3.13130.2009), а именно:
- части 6 статьи 134 Федерального закона № 123, табл.28 и табл.3 приложения к данному закону:
- для покрытия пола на 1 этаже школы в коридоре на путях эвакуации применен линолеум, показатели пожарной опасности которого не соответствуют требованиям ФЗ-123 для покрытия пола в общих коридорах. Линолеум уложен в коридоре первого этажа более 10 лет назад (как следует из объяснений директора школы). Пожарная опасность примененного линолеума определена визуальным методом путем идентификации в порядке, предусмотренном п. 4.5 Инструкции УДК 543.2/519.24/678:658.5/691.1 «Идентификация твердых веществ, материалов и средств огнезащиты при испытаниях на пожарную опасность», утвержденной ФГУ ВНИИПО МЧС России 15.05.2003г., в сравнении с идентификационными характеристиками идентификатора – линолеума, зафиксированными в справочнике «Техническая информация (в помощь инспектора Государственной противопожарной службы)». Согласно указанному документу примененный на объекте линолеум идентифицирован как линолеум поливинилхлоридный (ПВХ), имеющий показатели пожарной опасности Г4В3;
- для покрытия пола в коридоре 2-го этажа на путях эвакуации применен линолеум ПВХ «TARKETT» с показателями пожарной опасности Г4В3. Имеется незаверенная копия сертификата пожарной безопасности ССПБ.RU.ОП 068.В.00210, показатели пожарной опасности которого Г4В3;
- п. 4.15 СНиП 2.01.02-85*, п. 6.18 СНиП 21-01-97* и п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 – двери лестничных клеток школы не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.
Представитель юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края – ФИО2, не согласившись с выводами административного органа о приостановлении деятельности школы, представил отзыв, в котором указал, что с 27 по 28 июля 2010 года государственным инспектором г. Амурска и Амурского района по пожарному надзору ФИО1 в МОУ СОШ ПОСЕЛОК была проведена проверка требований соблюдения пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен акт № 160, на основании которого было вынесено предписание № 160/ / 117 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 01.09.2010 г. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводят к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ. Здание школы построено в 1969 г. по типовому проекту 224-1-25 « Комплексная серия общественных и производственных зданий». В период строительства школы действовали и в настоящее время действуют строительные нормы в области пожарной безопасности СНиП П-А.5-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений». В соответствии с п.2.4* СНиП П-А.5-70* полы в зданиях всех степеней огнестойкости допускается выполнять из сгораемых материалов.
Административный орган в определении о передаче материалов административного дела по подведомственности не обосновал, в чем заключается угроза жизни и безопасности людей. Административный орган не доказал, что меры, принятые руководителем к защите жизни и здоровья людей, ненадлежащие и, что дальнейшая эксплуатация линолеума, а также отсутствие в дверях лестничных клеток в учебном корпусе приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах в случае возможного возникновения пожара может привести к угрозе жизни или здоровью людей. Факт соответствия системы обеспечения требованиям пожарной безопасности МОУ СОШ ПОСЕЛОК в течение ряда лет подтверждается прилагаемыми положительными заключениями госпожнадзора, т.е. актами готовности школы к учебному году.
Поскольку расчеты пожарных рисков не проводились, то дать оценку угрозе жизни или здоровью вследствие возможного возникновения пожара объективно не представляется возможным. Доказательств о том, что показатель линолеума на 1 этаже школы в коридоре выше допустимого, т.е. выше Г1, административным органом не представлено. Полагает, что визуальный способ определения показателя линолеума не являться доказательством определения свойств линолеума. Таковыми могли быть протокол о взятии образцов линолеума, результаты исследования образцов линолеума в лабораторных условиях, заключение эксперта.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и судья должен исходить из принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Поскольку доказательств административным органом не представлено, неустранимые сомнения в виновности лица, должны толковаться в пользу этого лица. По факту отсутствия приспособлений для самозакрывания дверей указал, что Положения п. 2 и п. 4 ст. 52 ФЗ-123 не содержат требований по оборудованию дверей лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. В настоящее время СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» не действуют, т.к. с 01.01.1998 года вместо него был введен СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Согласно п. 1.1. СП 1.13130.2009 этот свод правил разработан в соответствии со ст. 89 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ и является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам зданий, сооружений и строений. Следовательно, обязательность выполнения требований СП 1.13130.2009 в силу ст. 4 Федерального Закона № 123-ФЗ должна быть обоснована наличием на объекте угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Административным органом вменено нарушение за невыполнение недействующего на объекте нормативного документа. В настоящее время приспособления для самозакрывания дверей установлены, о чем свидетельствует прилагаемые фотографии. Требуемое в образовательном учреждении по Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ напольное покрытие с допустимыми показателями Г1, В1, ДЗ, Т2, РП1 в России не выпускается.
Просил обратить внимание, что Законодательной Думой РФ разработан проект Федерального закона Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В частности, статья 1 гласит:
1) Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3579) следующие изменения: Часть 4 статьи 4 изложить в новой редакции:
«4. На здания, сооружения и строения, запроектированные до вступления в действие настоящего Федерального закона, его положения не распространяются, за исключением положений статьи 64. В этом случае собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должен выполнять требования пожарной безопасности, установленные до введения указанного Федерального закона.
При проведении капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, изменения функционального назначения существующих зданий, сооружений и строений положения настоящего Федерального закона распространяется только на те части объекта защиты, на которых проводится такая работа».
Как следует из проекта термин «угроза жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара» вообще исключен.
Полагает, что административный орган не доказал необходимость применения в отношении школы такого вида административного наказания, как приостановление деятельности. Для устранения горючих материалов на полу необходимо снять линолеум и деревянный пол, останутся бетонные перекрытия. В 1994г. уже предпринимал попытку заменить деревянные полы на плитку или на бетонный пол; приглашенный инженер-строитель после изучения технической документации (типового проекта), по которой была построена школа в 1969 году, сделал заключение, что замена деревянных полов на плиточные покрытия или бетонные полы в коридорах школы невозможна, поскольку плиты перекрытия рассчитаны на определенную нагрузку, необходимая для замены пола бетонная стяжка резко увеличит эту нагрузку, в связи с чем нет никакой гарантии безопасного нахождения членов коллектива в коридорах школы на 1 этаже, из-за возможного обрушения межэтажных перекрытий. Поэтому вопрос замены покрытия был закрыт. Школа расположена в 10 км от ближайшего населенного пункта, в настоящее время в школе 102 учащихся, и для доставки в другую школу потребуется сразу не менее 3-х школьных автобусов; какого-либо автотранспорта у школы нет. Поэтому выполнение предписания - это закрытие школы. В таком положении находится не только школа ПОСЕЛОК, но и другие сельские школы.
Просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.
Представитель юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края – ФИО2 при рассмотрении дела доводы отзыва подтвердил.
Изучив представленные материалы, нахожу, что в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ), а именно:
- для покрытия пола на 1 этаже школы в коридоре на путях эвакуации применен линолеум, показатели пожарной опасности которого не соответствуют требованиям ФЗ-123 для покрытия пола в общих коридорах. Линолеум уложен в коридоре первого этажа более 10 лет назад (как следует из объяснений директора школы), примененный на объекте линолеум идентифицирован как линолеум поливинилхлоридный (ПВХ), имеющий показатели пожарной опасности Г4В3; для покрытия пола в коридоре 2-го этажа на путях эвакуации применен линолеум ПВХ «TARKETT» с показателями пожарной опасности Г4В3, имеется незаверенная копия сертификата пожарной безопасности ССПБ.RU.ОП 068.В.00210, показатели пожарной опасности которого Г4В3, чем нарушена часть 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- двери лестничных клеток школы не имели приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, чем нарушены п. 6.18 СНиП 21-01-97* и п. 4.2.7 СП 1.13130.2009.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон № 123) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 123 при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Расчет пожарного риска на данном объекте защиты юридическим лицом не производился; при этом им не в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 123 каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий (часть 1 статьи 51 Закона), которая достигается, в том числе, в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Закона, применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций, и в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Закона, устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с частью 6 статьи 134 Федерального закона № 123, таблицами 28 и 3 приложения к ФЗ-123, класс пожарной опасности материалов для покрытия пола в коридорах на путях эвакуации зданий класса функциональной пожарной опасности Ф.4.1 должен быть не более КМ2 (Г1В1Д3Т2РП1). (Примененный в школе линолеум идентифицирован как имеющий показатели пожарной опасности Г4В3).
В соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97* и п. 4.2.7 СП 1.13130.2009. двери лестничных клеток должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами, в том числе распоряжением № 160 от 19.07.2010г. начальника ОГПН по г. Амурску и Амурскому району УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО3 о проведении плановой документарной и выездной проверки МОУ СОШ ПОСЕЛОК; объединенным планом проведения надзорных мероприятий (плановых проверок); актом проверки № 160 от 27-28.07.2010г.; протоколом об административном правонарушении б/н от 28.07.2010г.; предписанием № 160/_/117 от 28.07.2010г.; протоколом от 29.07.2010г. о временном запрете деятельности МОУ СОШ ПОСЕЛОК; пояснениями законного представителя юридического лица, указавшего, что здание школы проектировано в 1970 г. по типовому проекту и до настоящего времени реконструкции не проводились; на 1 и 2 этажах деревянные полы покрыты линолеумом – кроме вестибюля; на 1 этаже линолеум постелен 10 лет назад, а на 2-м - 4 года назад и на него имеется сертификат; здание принадлежит Министерству обороны и арендуется школой до 2012 г.; характеристики линолеума ему не известны; по договору реконструкция здания командированием не разрешается.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ.
С учетом изложенного, применение отделочных материалов класса пожарной опасности выше, чем предусмотрено требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, не обеспечивает надлежащую защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия.
Следовательно, данные требования закона обязательны для исполнения с момента вступления закона в силу, в связи с чем доводы законного представителя юридического лица - о соответствии здания проектной документации, об отсутствии ранее у органов пожнадзора вышеназванных замечаний к отделке пола и отсутствию приспособлений на дверях; своевременном устранении всех ранее высказанных замечаний, а также о том, что после выявления последнего нарушения необходимые приспособления на двери были установлены, - приняты быть не могут.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
При назначении административного наказания учитываю,
что требования пожарной безопасности, установленные, в том числе, ФЗ РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обязательны для применения и исполнения независимо от финансового положения юридического лица,
степень и характер общественной опасности правонарушения,
обстоятельства совершения нарушения, его непродолжительный срок (с учетом времени действия названного федерального закона),
что выявленные нарушения создают определенную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении МОУ СОШ ПОСЕЛОК, и, прежде всего, несовершеннолетних детей;
степень значимости для населения ПОСЕЛОК осуществляемой вышеуказанным юридическим лицом деятельности и в связи с этим объективную невозможность его приостановления,
прихожу к выводу о возможности применения наименее строгого наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11, 30.1, 30.3 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ПОСЕЛОК Амурского муниципального района Хабаровского края, расположенное по адресу: АДРЕС, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Е.А. Печкуренко
Постановление не вступило в законную силу.