Дело № 5-73/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Амурск 01 июля 2010 года
Судья Амурского городского суда Хабаровского края Стребкова В.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа НОМЕР г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и приложенные материалы,
У С Т А Н О В И Л:
Протокол об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА составлен в отношении юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа НОМЕР г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, юридический адрес: АДРЕС по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что ДАТА в 16 час. 00 мин. при проведении плановой проверки по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных:
- Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
- Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП1.13130.2009),
- Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2009),
- Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89*),
- Строительными нормами и правилами «Противопожарные нормы» (СНиП 2.01.02-85*),
- Правилами пожарной безопасности в РФ», введенными в действие приказом МЧС России от 18.06.2003г№313(ППБ 01-03), в нарушении требований которых для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах школе применен линолеум с показателями пожарной опасности Г4В3, дверь электрощитовой не имеет требуемого предела огнестойкости (дверь обшита кровель железом, наличие асбестовой ткани под металлом не установлено, переплет дверной коробки деревянный, не защищен; двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, не имеют приспособлений самозакрывания и уплотнений в притворах; решетчатые двери выходов из кабинета НОМЕР, кабинета физики, рассчитанных на 30 человек, а также центральная дверь выхода из столовой и внутренняя дверь выхода наружу из тира открываются не по направлению эвакуации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель юридического лица МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска и Амурского района Нарышкина Л.Ю. представила письменное возражение в котором указано, что МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края не согласно с выводами административного органа в том, что по результатам проверки был составлен акт НОМЕР от ДАТА , на основании которого было вынесено предписание от ДАТА НОМЕР по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен до ДАТА . Срок проверки выполнения предписания по устранению нарушений установлен на 3 квартал 2010 года. ДАТА административным органом составлен протокол о временном запрете эксплуатации здания школы. Однако в соответствии со ст. 27.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Исходя из установленного срока устранения нарушений и самого механизма воздействия на юридическое лицо в виде предписания, можно сделать вывод, что указанные нарушения на момент проверки с ДАТА по ДАТА не влекли за собой непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, которую необходимо было немедленно предотвратить.
В протоколе перечислены нарушения пожарной безопасности, при этом основания для временного запрета эксплуатации здания, как факторы реальной угрозы не описаны. Нормативно-правовыми актами и документами в области пожарной безопасности не дано определение термину «угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара».
В целях установления фактора угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, необходимо производить расчеты пожарных рисков. Расчет уровня пожарной опасности для людей должен выполняться в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.08.2009 № 14486).
При этом административный орган не доказал, что меры, принятые руководителем к защите жизни и здоровья людей, ненадлежащие и что существует реальная угроза жизни и здоровью в случае возможного возникновения пожара. Поскольку расчеты пожарных рисков не проводились, то дать оценку угрозе жизни или здоровью вследствие возможного возникновения пожара объективно не представляется возможным.
Кроме того, учреждение не согласно с пунктом 1 прилагаемого предписания НОМЕР от ДАТА так как согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводят к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ.
Здание МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска построено в ДАТА . В период строительства школы действовали и в настоящее время действуют строительные нормы в области пожарной безопасности СНиП П-А.5-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».
В соответствии с п.2.4* СНиП П-А.5-70* полы, двери в зданиях всех степеней огнестойкости допускается выполнять из сгораемых материалов. При строительстве школы были применены двери деревянные и полы деревянные, покрытые линолеумом, что не противоречило вышеуказанным СНиП. По окончании строительства здание школы в установленном порядке было принято комиссией с участием представителя госпожнадзора в эксплуатацию. Нарушений требований пожарной безопасности комиссией не установлено.
Администрацией МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска в процессе эксплуатации объекта не проводились работы по смене дверей, полов и, как следствие, не изменялась их пожарная опасность. С момента приемки школы случаи самовозгорания напольного покрытия, деревянных дверей отсутствуют. Факт соответствия системы обеспечения требований пожарной безопасности МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска в течение ряда лет подтверждается прилагаемыми положительными заключениями госпожнадзора, т.е. актами готовности учреждения к учебному году. Кроме того, доказательств о том, что показатель линолеума, примененного в здании школы, выше допустимого, административным органом не представлено. На исследование образцы линолеума не изымались.
Нарушения в виде отсутствия приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, повышение предела огнестойкости двери электрощитовой, наличие решетчатых дверей выхода из кабинета НОМЕР, физики, тира, открытие центральных дверей выхода из столовой не по направлению эвакуации, будут устраняться в соответствии с приказом МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска от ДАТА года НОМЕР «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности».
Полагают, что административный орган не доказал необходимость применения в отношении МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска такого вида административного наказания, как приостановление деятельности, которое назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом дополнила, что каждый год школа проверяется на готовность к учебному году, регулярно проводятся проверки по соблюдению требований пожарной безопасности за все годы существования учреждения ни разу не было замечаний по покрытию пола линолеумом. В настоящий момент из неустраненных нарушений осталось только покрытие пола, вопрос поставлен на контроле у главы городского поселения, но линолеум, которым можно покрывать полы в стране не производится, а уложить плитку на полах нет возможности, так как отсутствуют денежные средства на проведение данных работ.
Изучив представленные материалы, нахожу, что в деятельности МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ), а именно на момент проверки:
- для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах школе применен линолеум с показателями пожарной опасности Г4В3, чем нарушена часть 6 статьи 134, табл. 29, табл. 29 и табл. 3 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- дверь электрощитовой не имеет требуемого предела огнестойкости (дверь обшита кровель железом, наличие асбестовой ткани под металлом не установлено, переплет дверной коробки деревянный, не защищен, чем нарушен п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* и п.6.8.19 СП 2.13130.2009
- двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, не имеют приспособлений самозакрывания и уплотнений в притворах, чем нарушен п.4.15 СНиП 2.01.02-85* и п.4.2.7 СП 1.13130.2009;
- решетчатые двери выходов из кабинета НОМЕР, кабинета физики, рассчитанных на 30 человек, а также центральная дверь выхода из столовой и внутренняя дверь выхода наружу из тира открываются не по направлению эвакуации, чем нарушен п. 52 ППБ 01-03 и п. 4.2.6 СП 1.13130.2009.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, включающую в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий (статья 51 Закона).
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, применением объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации.
Согласно части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, таблицам 29, 28 и 3 приложения к закону, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП1.13130.2009), Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2009), Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89*), Строительными нормами и правилами «Противопожарные нормы» (СНиП 2.01.02-85*), Правилами пожарной безопасности в РФ», введенными в действие приказом МЧС России от 18.06.2003г№313(ППБ 01-03) двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI30; двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и тамбуров-шлюзов должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах и не должны иметь запоров, препятствующих их открыванию без ключа; для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Факт совершения вышеуказанного нарушения противопожарных требований и норм подтверждается составленным уполномоченным на то лицом –государственным инспектором г.Амурска и Амурского района по пожарному надзору Громовой В.Б. протоколом об административном правонарушении от ДАТА НОМЕР, протоколом о временном запрете деятельности юридического лица, актом проверки юридического лица НОМЕР от ДАТА пояснениями законного представителя юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, требования закона обязательны для исполнения с момента вступления закона в силу.
С учетом изложенного, применение отделочных материалов класса пожарной опасности выше, чем предусмотрено требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, не обеспечивает надлежащую защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия.
Суд не принимает довод представителя юридического лица о том, что административным органом не представлено доказательств того, что показатель линолеума, примененного в здании школы, выше допустимого, поскольку образцы линолеума не изымались. Как следует из объяснения ФИО исполнявшей обязанности директора МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска, она была против отбора проб линолеума, поскольку не оспаривала возможность определения характеристик пожарной опасности покрытия пола методом идентификации, который и был применен в порядке, предусмотренном п.4.5 Инструкции УДК 543.2/519.24/678:658.5/691.1 «Идентификация твердых веществ, материалов и средств огнезащиты при испытаниях на пожарную опасность», утвержденной ФГУ ВНИИПО МЧС России 15 мая 2003г., в сравнении с идентификационными характеристиками идентификатора - линолеума, зафиксированными в справочнике «Техническая информация (в помощь инспектору Государственной противопожарной службы)».
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
При назначении административного наказания учитываю, что
- требования пожарной безопасности, установленные, в том числе, ФЗ РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обязательны для применения и исполнения независимо от финансового положения юридического лица;
- степень и характер общественной опасности правонарушения, обстоятельства совершения нарушения, что выявленные нарушения создают определенную угрозу жизни и здоровью детей и взрослых людей, находящихся в помещении МОУ СОШ НОМЕР г. Амурска;
- в настоящее время нарушения частично устранены: дверь электрощитовой защищена, на дверях лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, установлены приспособления для самозакрывания; двери выходов из кабинета НОМЕР, кабинета физики, центральная дверь выхода из столовой и внутренняя дверь выхода наружу из тира открываются по направлению эвакуации;
- тот факт, что с учётом разного возраста детей, посещающих учебное заведение, их обусловленной возрастом реакции на экстремальные ситуации, к числу которых относится и возгорание, данное нарушение может привести к тяжким последствиям.
При определении вида и меры наказания исхожу из того, что в соответствии со ст. 3.1.КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. В том числе учитываю характер деятельности юридического лица степень её значимости, готовность к принятию мер к устранению вышеуказанного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Назначить Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа НОМЕР г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края г.Амурск Хабаровского края, наказание в виде административного приостановления деятельности путём прекращения эксплуатации третьего и четвертого этажей МОУ СОШ НОМЕР г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, по адресу: АДРЕС сроком на 7 суток с опечатыванием указанных этажей прекращением доступа на них.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья В.В. Стребкова
Постановление вступило в законную силу 13.07.2010г.