О признании незаконными действий по предоставлению коммунальной услуги водоотведение, обязании обеспечить бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков



Дело № 33-­2012/11 Судья первой инстанции

Докладчик Васильев О.Д. Мирошниченко Е.П.

Кассационное определение

27 апреля 2011 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Васильева О.Д.,

судей коллегии Ворониной И.П., Гриценко Л.А.,

при секретаре Кобелевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе генерального директора ОАО «Коммунальные системы БАМа» Толкачева А.В. на решение Тындинского районного суда от 16 марта 2011 года.

Заслушав дело по докладу судьи Васильева О.Д., изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей ОАО «Коммунальные системы БАМа» Коломыцина А.Г., Кривонос Р.И., Талугина Е.Д., прокурора Гричановского П.Е., представителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области Зерникова В.К., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

И.о. Тындинского городского прокурора обратился в Тындинский районный суд с иском к ОАО «Коммунальные системы БАМа», в котором просил признать незаконными действия ОАО «Коммунальные системы БАМа» по предоставлению коммунальной услуги водоотведение для жителей города Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость - «септик», по предоплатой системе - по талонам, когда откачка вод из септика производится согласно объему, оплаченному потребителем; обязать ОАО «Коммунальные системы БАМа» обеспечить жителей города Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость - «септик», бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

В обоснование было указано, что городской прокуратурой проведена проверка выполнения ОАО «Коммунальные системы БАМа» условий концессионных соглашений по обслуживанию коммунальной инфраструктуры г. Тында, заключенных с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Тынды. По результатам проверки был установлен факт ненадлежащего исполнения обществом коммунальной услуги «водоотведение» для жителей г. Тында, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость – «септик». Так, было установлено, что в нарушение имеющихся соглашений указанная услуга не оказывается либо оказывается по предоплатной системе – по талонам, т.е. откачка септика производится после оплаты и согласно объему приобретенных талонов. Такие действия не согласуются с требованиями ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. Ненадлежащее осуществление ОАО «Коммунальные системы БАМа» своих обязанностей нарушает права жителей на благоприятную окружающую среду и место обитания. В связи с изложенным просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика иск не признали, суду пояснили, что концессионные соглашения, по которым ОАО «Коммунальные системы БАМа» приняло на себя обязанности по удалению и очистке сточных вод на территории г. Тынды, действительно имеют место, однако септики, внутридомовые канализационные сети и внешние сети для отвода бытовых стоков многоквартирных домов по улицам города Тынды, указанные в актах проверки, по концессионному соглашению не передавались. Сами септики и системы коммунальной инфраструктуры не связаны между собой, септики не являются объектами недвижимости, в отношении них не осуществлялась государственная регистрация. ОАО «Коммунальные системы БАМа» не является по отношению к обслуживанию септиков ресурсоснабжающей организацией в смысле пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Услуги по обслуживанию септиков должны предоставляться в рамках отдельно заключаемых договоров на вывоз бытовых стоков из септиков. Просили в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании Начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Тынде, Тындинском и Сковородинском районах дано заключение, согласно которому обслуживание септиков в соответствии с действующим законодательством и концессионными соглашениями является обязанностью ответчика.

Начальником Государственной жилищной инспекции представлено суду заключение, из которого следует, что требования прокурора являются обоснованными и направлены на защиту прав и интересов потребителей – собственников жилых помещений.

Решением Тындинского районного суда от 16 марта 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе генеральный директор ОАО «Коммунальные системы БАМа» выражает несогласие с постановленным решением, просит об его отмене. Указывает, что ни септики, ни сети домов до септиков не передавались ОАО «Коммунальные системы БАМа» по концессионному соглашению, поэтому ответчик не несет ответственности за их обслуживание. Расходы по содержанию и очистке септика, включающие в себя стоимость услуг по вывозу и очистке бытовых стоков, согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Следовательно, подобные услуги не являются коммунальными услугами, а относятся к услугам, оказываемым собственникам помещений по договору подряда (возмездного оказания услуг). Предоставляемые организацией услуги по обслуживанию септика на предоплатной основе оформлены в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, то есть надлежащим образом.

В возражениях помощник Тындинского городского прокурора считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна отвечать требованиям полноты, четкости и определенности, содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, наделение резолютивной части решения этими признаками обусловлено требованиями его исполнимости.

По мнению судебной коллегии, принятое по делу решение перечисленными признаками не обладает и в том варианте, в котором было постановлено судом, по сути является неисполнимым.

На основе анализа положений части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года №167) судом было установлено, что отвод бытовых стоков (откачка из септика) является частью предоставления коммунальной услуги водоотведение.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Руководствуясь указанными положениями, суд пришел к выводу, что в тариф на услугу водоотведения ОАО «Коммунальные системы БАМа» должны включаться расходы на содержание и ремонт эксплуатируемых объектов, расходы по передаче сточных вод на очистные сооружения и расходы по очистке таких сточных вод.

Однако при этом судом не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ и пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Применительно к определению размера платы за водоотведение в настоящее время действует Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», из статей 7, 8 и 9 которого следует, что расчет тарифа связан с необходимостью обеспечения финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

В частности, регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 указанного Закона).

При этом судом не установлена финансовая обеспеченность ОАО «Коммунальные системы БАМа», необходимая для реализации производственной программы организации по обслуживанию жилых домов, водоотведение которых производится через специальную накопительную емкость – септик, в то время как представители ответчика поясняли, что тариф на водоотведение с учетом вновь вмененных организации для обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры (септиков) не согласовывался.

Таким образом, реализация судебного решения в существующем виде приведет к нарушению принципов, заложенных в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и заключающихся в необходимости обеспечения баланса интересов коммунальной организации и обслуживаемого населения, и с учетом отсутствия соответствующей финансовой обеспеченности предприятия будет неисполнимым.

Судом допущены и другие нарушения норм закона, препятствующие исполнению решения.

Обжалуемым судебным решением на ОАО «Коммунальные системы «БАМа» возложена обязанность обеспечить жителей города Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость – септик, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Подобная обязанность, исходя из формулировки резолютивной части решения, вменена в отношении всех подобных сооружений, расположенных на территории города, а не только тех, сведения о которых в виде актов обследования имеются в материалах дела и которые, соответственно, были предметом исследования в судебном заседании. Поскольку накопительные емкости (септики) не передавались в ведение ОАО «Коммунальные системы «БАМа» по акту-приема передачи (приложениям к концессионным соглашением), а данное обстоятельство усматривается из материалов дела, то перечень объектов, которые должна обслуживать указанная коммунальная организация в соответствии с решением суда, остается открытым.

Судом в резолютивной части решения указанные выше вопросы в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ не освещены, что привело к нечеткости неполноте и неопределенности судебного постановления, вызовет сложности для ответчика в его исполнении и, как следствие, необоснованно ограничит его права и законные интересы.

В таких условиях решение Тындинского районного суда от 16 марта 2011 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в зависимости от установленных по делу обстоятельств разрешить возникший спор и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тындинского районного суда от 16 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

Председательствующий:

Cудьи коллегии: