Дело № 33-2321/11 Судья первой инстанции:
Докладчик Гончарук И.А. Бабич В.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2011 года город Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего: Будковой Т.Н.,
судей коллегии: Гончарук И.А., Бушманова А.П.,
с участием прокурора: Пристовой Е.Е.,
при секретаре: Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда от 31 марта 2011 года.
Заслушав дело по докладу судьи Гончарук И.А., выслушав пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области - Лой Д.К., действующего на основании доверенности <***>, представителя истицы Мурашкиной В.К. – Мурашкина Д.Е., действующего на основании доверенности <***>, прокурора Пристовой Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Амурской области в интересах Мурашкиной В.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области. В обоснование своих требований указал, что <20**> Управлением социальной защиты населения Администрации г. Белогорска Мурашкиной В.К. было выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Мурашкина В.К. в установленном законом порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако Министерством социальной защиты населения Амурской области ей было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, так как, по мнению министерства, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не имеют права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Мурашкину В.К. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Прокурор отдела прокураторы Амурской области и представитель Мурашкиной В.К. на исковых требованиях настаивали.
Представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признал, суду пояснил, что Мурашкина В.К. относится к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма и указанная категория граждан не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Истец Мурашкина В.К., в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представители Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Благовещенского городского суда от 31 марта 2011 года исковые требования прокурора Амурской области в интересах Мурашкиной В.К. удовлетворены. Судом постановлено: обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Мурашкину В.К. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеран Великой Отечественной войны, и выдать Мурашкиной В.К. свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области не согласен с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Амурской области. Считает, что суд вышел за пределы исковых требований прокурора. Указывает на то, что судом не определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Суд не исследовал вопрос о финансировании переданных полномочий и не счел это обстоятельство заслуживающим внимания при вынесении решения в пользу истца. Вместе с тем анализ данного обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату, поскольку средства федерального бюджета для данных граждан в рамках исполнения ФЗ - № 5 в распоряжение субъекта РФ не поступают. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области – Лой Д.К. настаивал на доводах, изложенных в кассационной жалобе, просил решение Благовещенского городского суда от 31 марта 2011 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Амурской области.
Представитель Мурашкиной В.К. – Мурашкин Д.Е. не поддержал доводы кассационной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
Участвующая в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции прокурор Пристова Е.Е. в заключении полагала, что решение является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба представителя ответчика – без удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица, в заседание судебной коллегии не явились. Судебная коллегия учитывает, что извещение на имя данных участников направлено заблаговременно, все адреса в извещении указаны правильно. При таких обстоятельствах отсутствуют основания сомневаться в их надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 354 ГПК РФ, в силу которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в кассационной инстанции, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, оснований к его отмене не находит.
Как видно из материалов дела, <20**> Управлением социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска Мурашкиной В.К. было выдано удостоверение серии №. Согласно данному удостоверению, истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Мурашкина В.К. в установленном законом порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако Министерством социальной защиты населения Амурской области ей было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Не согласившись с данным отказом, прокурор Амурской области в интересах Мурашкиной В.К. обратился в суд.
Проверяя довод кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований прокурора, судебная коллегия установила, что, обратившись в суд, прокурор в обоснование своих требований ссылался на то, что Мурашкина В.К., имеющая статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, пользуется льготами, установленными законом для участников Великой Отечественной войны. Следовательно, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В заявлении прокурор ссылается на ст. 15 ФЗ «О ветеранах», законодательство Амурской области, регулирующее механизм предоставления и использования мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Судебная коллегия полагает, что прокурором в заявлении ошибочно указано о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или. Из протокола судебного заседания следует, что прокурор просил предоставить Мурашкиной В.К. льготы по обеспечению жильём, предусмотренные Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что требования прокурора рассмотрены судом первой инстанции в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Мурашкина В.К. относится к категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
В соответствии с п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячный денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Рассматривая требования прокурора, суд установил, Мурашкина В.К. на основании выданного ей удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и в своих правах приравнена к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе и в части предоставления ей льгот по материально-бытовому обеспечению, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Устанавливая в Федеральном законе "О ветеранах" меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие), к числу которых бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не отнесены.
Но такое правовое регулирование не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку их права на меры социальной поддержки и льготы приравнены к мерам социальной поддержки и льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих в силу специальной нормы выше указанного Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122, имеющей прямое действие.
О том, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должны предоставляться аналогичные льготы, что и для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст.ст.14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах»), указывается и в разъяснениях Минтруда и соцразвития РФ в постановлении от 7 июля 1999 г.№20 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 N ГКПИ08-1851). В данных разъяснениях подчеркивается, что законодателем не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Согласно статьям 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки для инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего федерального закона.
Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и иных лиц, указанных в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
По письменным заявлениям указанной выше категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из смысла ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» следует, что форму предоставления мер социальной поддержки, порядок обеспечения жильем ветеранов определяет субъект Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счет Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Правительством РФ разработаны Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.03.2008 N 187, от 07.11.2008 N 821, от 27.01.2009 N 36, от 16.07.2009 N 586, от 22.12.2009 N 1068), то есть и на реализацию ст.23.2 Закона РФ «О ветеранах».
Таким образом, указанной статьей предусмотрена возможность получения единовременной денежной компенсации (субсидии) взамен обеспечения жильем, по желанию ветеранов. По письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости жилья в регионе. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается региональным законом.
Доводы кассационной жалобы в части порядка финансирования мер социальной поддержки заслуживают внимания, но они не влекут отмену постановленного решения.
Закон Амурской области от 18января2007года 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» устанавливает право на социальную поддержку ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории области (далее - граждане), по обеспечению жильем.
В силу ст.1,2,4 данного Закона Амурской области № 284-03 социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается участникам Великой Отечественной войны. Социальная поддержка по обеспечению жильем осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее единовременная денежная выплата), размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Граждане принимают решение о получении (отказе) единовременной денежной выплаты, социальной выплаты или жилого помещения в собственность и имеют право на получение и использование социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.8 ст.2).
Категория бывших несовершеннолетних узников фашизма в данном законе, как и в законе «О ветеранах», не оговаривается.
Но поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма на федеральном и областном уровне отдельно для данной категории не урегулирован, то, как верно указал суд первой инстанции и полагает судебная коллегия, на них в силу ФЗ РФ № 122 - ФЗ должен в полной мере распространяться установленный порядок предоставления указанной меры социальной поддержки для участников Великовой Отечественной войны из числа военнослужащих, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот.
Судебная коллегия находит выводы суда о праве Мурашкиной В.К. на обеспечение жильем в рамках реализации Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» правильными, основанными на фактической и правовой стороне дела.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда от 31 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: