о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет



Дело № 33 АП-2364/12 Судья первой инстанции

Докладчик Грибова Н.А. Исаченко М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2012 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гроза Н.В.,

судей коллегии Грибовой Н.А., Бугаковой Ю.А.,

при секретаре Вивдич Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 июня 2012 года.

Заслушав дело по докладу судьи Грибовой Н.А., объяснения представителя истца Рамазановой Г.А.- Динер А.В., действующего на основании доверенности от 25 мая 2012 года, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рамазанова Г.А. обратилась в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет, в обоснование указав, что проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в должности <данные изъяты> и является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилья в собственности не имеет. В целях реализации права на жилище изъявила желание стать участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010, 2011-2015 года ( в редакции Постановления Правительства от 17 октября 2010 года № 1050), в связи с чем в октябре 2011 года в жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области подала соответствующее заявление, приложив необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии в собственности жилья. 21 октября 2011 года жилищно-бытовой комиссией было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на нормы Жилищного кодекса РФ, которыми предусмотрено принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту жительства. Оспаривая данный отказ, истец ссылается на приказ ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287 « Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. Просила признать отказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить Рамазанову Г.А. на такой жилищный учет.

В судебном заседании истец Рамазанова Г.А. участия не принимала, обеспечив явку своего представителя, который на требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области исковые требования не признал, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, которые не предусматривают обязанности учреждения по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица – Администрации города Благовещенска.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 06 июня 2012 года исковые требования Рамазановой Г.А. удовлетворены в части. Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от 21 октября 2011 года об отказе в признании Рамазановой Г.А., нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. Постановлено о возложении на ответчика обязанности по рассмотрению вопроса о постановке Рамазановой Г.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, оспаривая решение суда, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на своей позиции, приведенной в судебном заседании о том, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области не является уполномоченным законодательством РФ органом постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 марта 2005 года, и не имеет права на признание истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Просит решение отменить.

В возражениях представитель истца Динер А.В. считает доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, как основанные на ошибочном толковании закона.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Динер А.В. заявил о несогласии с поданной жалобой, просили оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы направлены в их адрес заблаговременно. В соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.

Судом первой инстанции установлено, что Рамазанова Г.А. проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в должности <данные изъяты>.

07 октября 2011 года Рамазановой Г.А. подано начальнику ФКУ ИЗ 28/1 УФСИН России по Амурской области заявление (рапорт) о включении ее в состав участников целевой программы «Жилище» в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам от 21 октября 2011 года № 3 по результатам рассмотрения заявления Рамазановой Г.А. отказано, в связи с тем, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ от 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства.

Как следует из материалов дела, Рамазановой Г.А. ставится вопрос об участии в государственной программе «Жилище» в рамках ее Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных данным Постановлением, установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Как следует из пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют указанные в данном пункте категории граждан Российской Федерации, в том числе,

- сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Порядок участия в подпрограмме, направленной на обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы, жилым помещением посредством выдачи социальной выплаты по ГЖС, регламентирован пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте «а» данного пункта документов.

Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, которые организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В соответствии с Постановлением Правительства № 153 от 21 марта 2006 года Приказом ФСИН России № 287 от 4 июня 2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы, которая действовала на момент принятия жилищно-бытовой комиссией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области оспариваемого истцом решения.

Согласно п. 3 Инструкции, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по месту постановки на жилищный учет.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8 Инструкции).

По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.

О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13 Инструкции).

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка.

Формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы (п. п. 15, 16 Инструкции).

Согласно пункту 3 Инструкции «О порядке учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области в компетенцию комиссии входит: учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведение учетного делопроизводства.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд верно руководствовался положениями Жилищного кодекса РФ, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 № 287, и обоснованно пришел к выводу, что полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Истец в целях получения жилья в рамках участия в программе «Жилище», имеет право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий по месту службы, поскольку в данном случае постановка на учет осуществляется не по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, а в соответствии с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.



С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия. Судом правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применен материальный закон.

Доводы апелляционной жалобы, о том, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, в связи, с чем на органы уголовно-исполнительной системы не может быть возложена такая обязанность, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением о необходимости постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, является орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба, в том числе, и служба сотрудника ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.

Поскольку жилищно-бытовой комиссией ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области заявление Рамазановой Г.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по существу не рассмотрено, с учетом вышеприведенных норм закона выводы суда о необходимости возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления истца судебная коллегия признает правомерными.

С учетом изложенного, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к ошибочному толкованию закона и изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования в суде первой инстанции и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

В силу того, что судом в резолютивной части допущена описка в указании наименования ответчика, которая с учетом данных мотивировочной части носит явный характер, судебная коллегия считает необходимым внести соответствующие изменения в редакцию резолютивной части решения, оставив при этом решение суда без изменения.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области от 21 октября 2011 года об отказе в признании Рамазановой Г. А. нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области рассмотреть вопрос о постановке Рамазановой Г. А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии: