Иск Амурского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности создать условия для хранения пестицидов.



Дело № 33АП-2782/2012 Судья первой инстанции

Докладчик Щеголева М.Э. В.А. Калинский

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2012 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего: Калиниченко Т.В.,

судей коллегии: Пасютиной Т.В., Щеголевой М.Э.,

при секретаре: Вивдич Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Завитинского района Назаренко О.Б. на решение Завитинского районного суда от 10 июля 2012 года.

Заслушав дело по докладу судьи Щеголевой М.Э., пояснения помощника Амурского межрайонного природоохранного прокурора – Сержанова К.С., представителя Министерства сельского хозяйства Амурской области – Меньчакова А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Завитинского района о возложении обязанности создать условия для хранения пестицидов. В обоснование иска указал, что в северо-западной части города Завитинск в границах городского поселения «город Завитинск» по <адрес> на площади 2- 2.5 гектаров ранее располагалось ОАО «Завитинская сельхозхимия», в отношении которого в 2010 году завершено конкурсное производство. В настоящее время на указанной территории, охрана которой не осуществляется, расположено три склада, один из которых разрушен. В них осуществляется хранение около 200 тонн пришедших в негодность пестицидов в различной таре (в емкостях, бочках поддонах), а также в виде насыпей, что является грубым нарушением СанПиН № 17 от 02.03.2010 г. «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» и ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Пестициды относятся к токсичным веществам и их ненадлежащее хранение может привести к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду, возникновению чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу права и интересы неопределенного круга лиц. Полагает, что на администрацию Завитинского района как на орган местного самоуправления возложена обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация деятельности в области обращения с отходами, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, однако последняя мер по надлежащему хранению пестицидов с истекшим сроком хранения не принимает. С учетом уточненных требований просил обязать администрацию Зейского района в течение месяца осуществить затаривание в герметичную тару пестицидов, находящихся на территории складов, расположенных в северо-западной части города Завитинска в районе автомобильной дороги, ведущей к месту расположениям воинской части , и в дальнейшем в течение шести месяцев осуществить их утилизацию.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков привлечены: городское поселение «Город Завитинск», Правительство Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области, Министерство природных ресурсов Амурской области, Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области.

В судебном заседании представитель прокуратуры, уточненные исковые требования поддержал.

Представитель администрации Завитинского района против заявленных требований частично возражал, указав, что конкурсным управляющим объекты ОАО «Завитинская сельхозхимия» переданы в собственность городского поселения «Город Завитинск», оно же является собственником земли, поэтому должно выступать надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, для захоронения и утилизации пришедших в негодность пестицидов необходимы финансовые средства, которых нет в бюджете района. Полагал, что Министерство природных ресурсов Амурской области как орган государственной власти должно нести солидарную ответственность по захоронению и утилизации пришедших в негодность пестицидов.

Представитель городского поселения «Город Завитинск» против заявленных требований возражала, указала, что полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского поседения «Город Завитинск» в соответствии с соглашением от 30 декабря 2011 г. переданы администрации Завитинского района. Склады по адресу: <адрес> и хранящиеся на них пестициды в собственности городского поселения не значатся. Считает, что обязанность по утилизации захоронению непригодных и запрещенных к использованию пестицидов отнесена законом к компетенции органов государственной власти областного уровня, а не органов местного самоуправления, просила в иске к городскому поселению отказать.

Представители Правительства Амурской области, Министерства сельского хозяйства Амурской области против заявленных требований возражали, указали, что обязанность по захоронению и утилизации пестицидов, находящихся на территории бывшего ОАО «Завитинская сельхозхимия», лежит на администрации Завитинского района.

Аналогичная позиция изложена в письменных отзывах на иск Министерства природных ресурсов Амурской области, Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области.

Третье лицо -Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области в письменном отзыве требования природоохранного прокурора поддержало, просило возложить обязанность по созданию надлежащих условий хранения пестицидов, очистке территории складов от пестицидов на администрацию Завитинского района.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и просивших о рассмотрении дела без их участия представителей Министерства природных ресурсов Амурской области, Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области и третьего лица - Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области.

Решением Завитинского районного суда от 10 июля 2012 года требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Завитинского района удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к ответчикам - городское поселение «Город Завитинск», Правительство Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области, Министерство природных ресурсов Амурской области, Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области - отказано.

В апелляционной жалобе глава Завитинского района просит решение Завитинского районного суда в части возложения обязанности на администрацию Завитинского района осуществить в течение одного месяца затаривание в герметичную тару пестицидов и в течение шести месяцев осуществить их утилизацию отменить, принять по делу новое решение. Не соглашается с выводами суда о передаче администрации Завитинского района для осуществления полномочий, предусмотренных п. 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соотвествии с соглашением о передаче полномочий от 30 декабря 2011 года. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку пестициды и агрохимикаты не относятся к бытовым и промышленным отходам. ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» разграничивает полномочия РФ и субъектов РФ в области безопасного обращения с ними, устанавливая, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в этой сфере. Администрации Завитинского района полномочия в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами не передавались, поэтому возложение на неё обязанности по их утилизации неправомерно.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Правительство Амурской области и Министерство сельского хозяйства Амурской области полагали доводы жалобы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции помощник Амурского межрайонного природоохранного прокурора – Сержанов К.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, её доводы полагал несостоятельными, просил решение суда от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства Амурской области – Меньчаков А.В. указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, законность постановленного решения, которое, по его мнению, должно быть оставлено без изменения.

Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, администрация Завитинского района и Министерство природных ресурсов Амурской области ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения помощника Амурского межрайонного природоохранного прокурора и представителя Министерства сельского хозяйства Амурской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом РФ от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом РФ от 24.06.1998 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 названного Закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в числе прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение закреплено в подпунктах 9, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из содержания ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон РФ N 109-ФЗ от 19.07.1997 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Согласно подпунктов 10, 13 пункта 3 статьи 6 Устава Завитинского района, имеющегося в материалах дела, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям Завитинского района. К вопросам местного значения городского поселения «Город Завитинск» относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( подпункт 18 п.1 ст. 7 Устава городского поселения «Город Завитинск»).

Таким образом, из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что муниципальный район отнесен к субъектам природоохранной деятельности, на которые возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды и утилизации, в том числе промышленных отходов.

Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет основной принцип государственной политики в области обращения с отходами: охрану здоровья человека, поддержание и (или) восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Указанный принцип, как считает судебная коллегия, в рассматриваемой ситуации не может быть реализован вследствие бесхозности хранящихся в ненадлежащих условиях на территории городского поселения Завитинского района «Город Завитинск» непригодных и запрещенных к применению пестицидов, могущих привести к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду.

Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 24 Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, судом первой инстанции верно сделан вывод о невыполнении администрацией Завитинского района своевременных мероприятий по обезвреживанию и утилизации опасных отходов – пестицидов на территории бывших складов ОАО «Завитинская сельхозхимия» и обоснованно возложена обязанность осуществить их затаривание в герметичную тару с дальнейшей утилизацией.

Доводы главы администрации Завитинского района о том, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обращению с пестицидами, не может быть принят судебной коллегией во внимание и основан на ошибочном толковании норм материального права – положений ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», данному без учета положений Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды".

Ссылка в жалобе на ошибочность выводов суда о наличии у муниципального образования «Завитинский район» полномочий, предусмотренных п. 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», переданных в соответствии с соглашением о передаче полномочий от 30 декабря 2011г., является несостоятельной, поскольку в решении подобные выводы суда первой инстанции отсутствуют.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводом жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм материального права при отнесении пестицидов к категории отходов производства.

Под отходами производства и потребления в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Находящиеся в складах бывшего ОАО «Завитинская сельхозхимия» пестициды относятся к промышленным отходам химического происхождения, поскольку изготовлены на предприятиях химической промышленности для сельскохозяйственной деятельности, они пришли в негодность в результате нарушения правил их хранения, кроме того, среди них имеются пестициды, неразрешенные к применению.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к выражению несогласия с выводами суда, которые соответствуют обстоятельствам дела, и с которыми соглашается судебная коллегия. Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Завитинского районного суда от 10 июля 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Завитинского района Назаренко О.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии :