Дело № 33 – 5280\10 Докладчик Косарев Е.Н. Судья Шевчик Л.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 декабря 2010 года г. Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего Абрамовой С.А., судей коллегии Косарева Е.Н., Ворониной И.П., секретаря судебного заседания Ковалевой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным представлениям помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А. и прокурора Бурейского района Ситкарева Е.В. и кассационной жалобе врио начальника ГУ МЧС России по Амурской области Бухта В.А. на решение Бурейского районного суда от 27 сентября 2010 года, которым прокурору Бурейского района отказано в удовлетворении исковых требований в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Бурейского района по созданию единой диспетчерской службы на базе муниципального образования, и возложению обязанности в срок до 1 декабря 2010 года создать и наладить функционирование единой диспетчерской службы муниципального образования. Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., представителя администрации Бурейского района Ковалёвой Е.Д., доверенность <№***>, представителей ГУ МЧС России по Амурской области Купиной Е.В., доверенность <№***>, Потемкиной Т.А., доверенность <№***>, прокурора Пристовой Е.Е., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Бурейского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Бурейского района. В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и другие мероприятия. В соответствии с абзацем 2 Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, (одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1240-р), забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» начиная с 2008 года номера «112» назначен в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. В связи с чем, администрация Бурейского района обязана создать единую диспетчерскую службу на муниципальном уровне, а также разработать и утвердить Положение о единой дежурно-диспетчерской службе. Постановлением главы администрации района «О единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения)» от 01.08.2003 г. № создана дежурно-диспетчерская служба <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области». По сообщению Главного управления МЧС России по Амурской области <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области» является государственным учреждением, содержание которого производится за счет средств бюджета Амурской области, соответственно, содержание пункта связи, выплата заработной платы диспетчерскому составу является расходным обязательством областного бюджета, тогда как органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать функционирование органов повседневного управления единой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций посредством создания ЕДДС. С 2008 года администрация Бурейского района не провела комплекс системотехнических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов от населения в адрес единой диспетчерской службы муниципального образования, так как единая дежурная диспетчерская служба не создана. Бездействием должностных лиц администрации Бурейского района нарушаются требования федерального законодательства, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в части своевременного предоставления помощи в случае чрезвычайных ситуаций. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Бурейского района с 2008 года по созданию единой диспетчерской дежурной службы на базе муниципального образования в Бурейском районе и возложить обязанность на администрацию Бурейского района создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы на базе муниципального образования в срок до 1 декабря 2010 года. Представитель администрации Бурейского района требования прокурора не признала, указав, что в настоящее время администрация Бурейского района приобрела оборудование для создания единой дежурно- диспетчерской службы на территории Бурейского района. Служба начала создаваться, но окончательно еще не создана, из-за недостаточного финансирования. К июлю 2011 года единая дежурно- диспетчерская службы на территории Бурейского района будет создана. В настоящее время с пожарной частью <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы по Амурской области», заключено соглашение о взаимодействии от 30 июля 2010 года, согласно которому ГБУ Амурский области «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области» осуществляет функции единой дежурно-диспетчерской службы, с общим номером «01». Администрация района приняла меры и произведела необходимые действия, обеспечивающие своевременное предоставление помощи населению в случае чрезвычайных ситуаций. Представители заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Амурской области требования прокурора поддержали, пояснив, что в соответствии со ст.15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Кроме того, <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области» является государственным учреждением, содержание которого производится за счет средств областного бюджета, соответственно содержание пункта связи, выплата заработной платы диспетчерскому составу является расходным обязательством областного бюджета, тогда как органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать функционирование органов повседневного управления единой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций посредством создания ЕДДС. 16 сентября 2010 года губернатором области подписано постановление «О признании утратившими силу нормативных правовых актов области», которым признано утратившим силу постановление Главы Администрации области «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории области» от 21.04.2003 года №283 как противоречащие п.11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и от 03.07.2003 г. №467 и постановление губернатора области от 08.10.2009 года №413. Суд принял указанное решение. В кассационных представлениях прокуроры, и в кассационной жалобе представитель ГУ МЧС России по Амурской области просят отменить решение суда, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло принятию незаконного решения. Возражений на кассационное представление прокурора и кассационную жалобу ГУ МЧС России по Амурской области не поступило. В суде кассационной инстанции прокурор и представители ГУ МЧС России по Амурской области доводы, приведённые в кассационных представлениях и кассационной жалобе, поддержали в полном объёме, решение суда просили отменить. Представитель администрации Бурейского района, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения. При этом она указала, что на 2011 год в первом чтении принят проект бюджета муниципального образования, которым на 2011 год предусмотрено осуществление финансирования мероприятий по созданию ЕДДС района, которая будет окончательно создана к июлю 2011 года. Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему. Из материалов дела следует, постановлением Главы администрации Амурской области «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории области» от 21 апреля 2003 года №283, пунктом 4 которого было рекомендовано главам муниципальных образований городов и районов создать единые дежурно-диспетчерские службы на базе дежурно-диспетчерских служб подразделений пожарной охраны. В связи с чем, постановлением главы администрации Бурейского района «О единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения) от 1 августа 2003 года №, в Бурейском районе была создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе центрального пункта связи пожарной части №7. Указанным постановлением было утверждено Временное положение о единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения) Приложение №1 и Программа работ по созданию и развитию единой дежурно-диспетчерской службы Бурейского района объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (единой службы спасения) Амурской области Приложение №2; разработана Смета расходов на оборудование и обеспечения средствами связи и оповещения ЕДДС Бурейского района Приложение №3. Разделом 4 Программы работ по созданию и развитию единой дежурно-диспетчерской службы Бурейского района установлено, что финансирование работ по созданию и развитию ЕДДС осуществляется за счёт средств местного бюджета, выделяемых на содержание Новобурейского пожарного отряда Государственной противопожарной службы. Постановлением губернатора области «О признании утратившими силу нормативных правовых актов области» от 16 сентября 2010 года признано утратившим силу постановление Главы Администрации области «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории области» от 21 апреля 2003 года №283. В соответствие со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В силу п.2 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что прокурор не представил суду доказательств о незаконном бездействии администрации Бурейского района и нарушении прав граждан по обеспечению возможности приема и обработки вызовов от населения в чрезвычайных ситуациях. На территории Бурейского района ЕДДС района действует с 2003 года <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области». Основанием для создания ЕДДС Бурейского района было постановление главы администрации Амурской области «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории области» от 21 апреля 2003 года №283, пунктом 4 которого было рекомендовано главам муниципальных образований городов и районов создать единые дежурно-диспетчерские службы на базе дежурно-диспетчерских служб подразделений пожарной охраны. Для приобретения оборудования и обеспечения средствами связи и оповещения ЕДДС Бурейского района в 2003 году из районного бюджета выделялись денежные средства на прокладку прямых телефонных линий связи; замену диспетчерского пульта в ПЧ-56 ГБУ; на приобретение и установку резервного источника питания для АТС; на приобретение и установку радиостанций УВЧ диапазона. 30 июля 2010 года заключенного между администрацией Бурейского района и ГБУ Амурской области «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области», было заключено соглашение о взаимодействии с ГБУ, которое использует оборудование, приобретенное администрацией Бурейского района и осуществляет функции единой дежурно-диспетчерской службы Бурейского района с общим номером вызова «01». Согласно Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 №1240-р, мероприятия по созданию и развертыванию системы-112 предусматривается осуществить в 2 этапа. Первый этап (2008 - 2009 годы) предусматривает отработку общих принципов функционирования системы-112 и организацию межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб на примере опытных зон. На втором этапе (2009 - 2012 годы) должно быть осуществлено полномасштабное развертывание системы-112 на всей территории Российской Федерации. Для реализации этой цели должен быть разработан и введен в действие межведомственный регламент обмена информацией в электронной форме. При этом вводимые в эксплуатацию технологические комплексы системы-112 муниципальных образований субъектов Российской Федерации объединяются в единую инфокоммуникационную среду системы-112. Работы по созданию и развертыванию системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Финансирование работ по созданию и развертыванию системы-112 производится с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65, и Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 января 2006 г. №1. Судом первой инстанции установлено, что администрацией Бурейского района в течение 2010 года выполнялись работы по созданию ЕДДС, был разработан план администрации района по созданию ЕДДС в районе, разработаны проекты нормативных правовых актов об организации единой дежурно-диспетчерской службы Бурейского муниципального района, инструкции сотрудника единой дежурно-диспетчерской службы и регламент работы единой дежурно-диспетчерской службы. Выполнение мероприятий в районе по созданию ЕДДС запланировано окончить до июля 2011 года. ЕДДС Бурейского района действовала на территории района с 2003 года <***> ГБУ «Бурейский отряд противопожарной службы Амурской области» на основании постановления главы администрации Амурской области «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории области» от 21 апреля 2003 года №283, которое утратило силу 16 сентября 2010 года. Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что прокурор не представил суду доказательств о том, что были нарушены права и свободы действиями администрации района связанными по созданию и развёртыванию ЕДДС на территории района, в связи с чем, не усматривается оснований для их переоценки. В кассационных представлениях прокуроров и кассационной жалобе ГУ МЧС России по Амурской области не содержится доводов о нарушении норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке выводов суда первой инстанции и его отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Бурейского районного суда от 27 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационные представления помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А., прокурора Бурейского района Ситкарева Е.В. и кассационную жалобу врио начальника ГУ МЧС России по Амурской области Бухта В.А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи коллегии