Дело № 33 – 5619 /10 Судья: Бугаев А.В. Докладчик: Загоруйко Л.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 29 декабря 2010 года г. Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего судьи: Гроза Н.В. судей коллегии: Загоруйко Л.В., Сараевой Н.В. при секретаре: Фоломеевой К.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда от 18 ноября 2010 года. Заслушав дело по докладу судьи Загоруйко Л.В., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Кудриной С.Ю. по доверенности <***>., пояснения прокурора Пристова Е.Е, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Амурской области в интересах Комса Т.Н. обратился в суд с заявлением о включении в список нуждающихся в жилье, выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что <***> Отделом министерства социальной защиты населения по <***> району выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В связи с этим заявительница была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». <Затем> Министерством социальной защиты населения Амурской области истица была исключена из списка нуждающихся в жилье со ссылкой на то, что она не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, и должна обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Прокурор Амурской области считает исключение незаконным, просил включить Комса Т.Н. в единый список ветеранов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в жилье, и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В судебном заседании представитель прокуратуры Амурской области на заявленных требованиях настаивала. Заявитель Комса Т.Н. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствии. Из письменного отзыва представителя Правительства Амурской области следует, что исковые требования интересы Правительства области не затрагивают, удовлетворению не подлежат. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области заявленные требования не признала, суду пояснила, что, субъектам РФ полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма не были переданы. В случае предоставления выплат такой категории граждан, как узники фашистских лагерей, органы государственной власти Амурской области нарушили бы утвержденный Правительством РФ порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета, что повлекло бы за собой нецелевое расходование бюджетных средств. Органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить бывшим несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» в распоряжение субъекта РФ – не поступают. Просила заявителю в удовлетворении заявленных требований отказать. Решением Благовещенского городского суда от 18 ноября 2010 года заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области не согласен с решением суда. Считает, что судом не определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Суд не исследовал вопрос о финансировании переданных полномочий и не счел это обстоятельство заслуживающим внимания при вынесении решения в пользу истца. Вместе с тем анализ данного обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату, поскольку средства федерального бюджета для данных граждан в рамках исполнения ФЗ - № 5 в распоряжение субъекта РФ не поступают. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в заявленных требованиях. В заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения поддержала доводы кассационной жалобы. Прокурор решение суда считает законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы несостоятельными. Проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене. Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, не допустил существенных нарушений процессуальных норм. Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Комса Т.Н. относится к категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, что подтверждается удостоверением <***>. В соответствии с п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячный денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Рассматривая требования прокурора о включении Комса Т.Н. в единый список получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, суд установил, Комса Т.Н. на основании выданного ей удостоверения, имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и в своих правах приравнена к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе и в части предоставления ей льгот по материально-бытовому обеспечению, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие), к числу которых бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны не отнесены. Но такое правовое регулирование не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку их права на меры социальной поддержки и льготы приравнены к мерам социальной поддержки и льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих в силу специальной нормы выше указанного Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122, имеющей прямое действие. О том, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должны предоставляться аналогичные льготы, что и для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах»), указывается и в разъяснениях Минтруда и соцразвития РФ в постановлении от 7 июля 1999 г. №20 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 N ГКПИ08-1851). В данных разъяснениях подчеркивается, что законодатедателем не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Согласно статьям 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки для инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего федерального закона. Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и иных лиц, указанных в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По письменным заявлениям указанной выше категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Из смысла ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» следует, что форму предоставления мер социальной поддержки, порядок обеспечения жильем ветеранов определяет субъект Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счет Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Правительством РФ разработаны Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.03.2008 N 187, от 07.11.2008 N 821, от 27.01.2009 N 36, от 16.07.2009 N 586, от 22.12.2009 N 1068), то есть и на реализацию ст.23.2 Закона РФ «О ветеранах». Таким образом, указанной статьей предусмотрена возможность получения единовременной денежной компенсации (субсидии) взамен обеспечения жильем, по желанию ветеранов. По письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости жилья в регионе. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается региональным законом. Доводы кассационной жалобы в части порядка финансирования мер социальной поддержки заслуживают внимания, но они не влекут отмену постановленного решения. Как следует из пояснений представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области, порядок обеспечения жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны правительством области определен, но он не распространяется на категорию несовершеннолетних узников фашизма, которые, по мнению, Министерства социальной защиты Амурской области обеспечиваются жильем в общем порядке в соответствии с нормами жилищного законодательства. С данными доводами нельзя согласиться, они противоречат федеральному законодательству. Закон Амурской области от 18января2007года 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» устанавливает право на социальную поддержку ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории области (далее - граждане), по обеспечению жильем. В силу ст. 1,2,4 данного Закона Амурской области № 284-03 социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается участникам Великой Отечественной войны. Социальная поддержка по обеспечению жильем осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее единовременная денежная выплата), размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Граждане принимают решение о получении (отказе) единовременной денежной выплаты, социальной выплаты или жилого помещения в собственность и имеют право на получение и использование социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.8 ст.2). Категория бывших несовершеннолетних узников фашизма в данном законе, как и в законе «О ветеранах», не оговаривается. Но поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма на федеральном и областном уровне отдельно для данной категории не урегулирован, но вместе с тем, на них в силу ФЗ РФ № 122 –ФЗ, пп.3 п.1 ст.15, пп.2 п.3 ст.23,2 ФЗ «О ветеранах», должен в полной мере распространяться установленный порядок предоставления указанной меры социальной поддержки как для участников Великовой Отечественной войны из числа военнослужащих, Комса Т.Н. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот. Ссылка представителя ответчика на Письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 не принимается во внимание, поскольку указанное письмо не является Законом, которым могут быть отменены предусмотренные законом льготы для указанной категории. На основании изложенного, истица подлежит обеспечению жильем и в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Благовещенского городского суда от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи коллегии: