Дело № 33-744/2011 Докладчик: Шандаринская Т.А. Судья: Баженова Г.Б. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 2 февраля 2011 года город Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего: Гроза Н.В., судей: Шандаринской Т.А., Маньковой В.Э., при секретаре Перепелицыной Л.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы администрации <***> сельсовета Белогорского района Мурзина В.С. на решение Белогорского районного суда от 13.12.2010. Заслушав доклад судьи Шандаринской Т.А., заключение прокурора отдела прокуратуры Амурской области Пристовой Е.Е., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Белогорского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <***> сельсовета Белогорского района, выразившегося в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, указав, что Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что организация мест сбора мусора и отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. При этом имеющиеся <***> площадки для сбора мусора, расположенные по улице <***> для домов <***> и по улице <***> для дома <***> и домов <***> по улице <***>, не соответствуют санитарным и экологическим требованиям, сброс твердых бытовых отходов осуществляется непосредственно на почву, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов отсутствуют, специальные водонепроницаемые площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта также отсутствуют. Бездействие администрации <***> сельсовета Белогорского района, выразившееся в неорганизации сбора твердых бытовых отходов на территории поселения, нарушает гарантированные Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья, в связи с чем просит признать данное бездействие незаконным, а также обязать администрацию <***> сельсовета обратиться в компетентные органы для решения вопроса о предоставлении земельных участков под размещение мест сбора мусора для коммунальных домов, поскольку земля находится в собственности Белогорского района, а после выделения земельных участков обустроить их в соответствии с нормами санитарного законодательства, то есть установить водонепроницаемые площадки и контейнеры. Глава администрации <***> сельсовета Белогорского района Мурзин B.C. и его представитель с заявленными требованиями не согласились, указав, что порядок вывоза отходов с территории муниципальных образований установлен Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют указанную деятельность не сами непосредственно, а через организации различной организационно-правовой формы. В данном случае сбор, вывоз твердых бытовых отходов входит в компетенцию обслуживающей организации - ООО «Управляющая компания «Белогорские коммунальные сети». Кроме того, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» установлено, что учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны, в том числе, оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета, проводить мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, площадок, ниш для твердых бытовых отходов. При таких обстоятельствах оснований для возложения на администрацию Томичевского сельсовета обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не имеется. Представители заинтересованных лиц - администрации муниципального образования Белогорского района К. и комитета по имуществу и управлению объектами муниципальной собственности администрации муниципального образования Белогорского района М. с требованиями согласились, указав, что организация мест сбора мусора является функцией администрации поселения, поскольку возложение данной обязанности на организацию, занимающуюся вывозом мусора, повлечет за собой увеличение тарифов, установленных за данный вид деятельности. Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Белогорские коммунальные сети» Г. с заявленными требованиями согласился, указав, что именно администрация <***> сельсовета должна закрепить в нормативном правовом акте места для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, так как она является собственником части квартир в указанных домах и ей принадлежит данная территория. Решением Белогорского районного суда от 13.12.2010 признано незаконным бездействие администрации <***> сельсовета Белогорского района по неисполнению требований пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части непринятия мер по организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов. На администрацию <***> сельсовета Белогорского района возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов, а именно: обратиться в компетентные органы для решения вопроса о предоставлении земельных участков под размещение мест сбора мусора для коммунальных домов, расположенных на территории <***> сельсовета, после выделения земельных участков, обустроить их в соответствии с нормами санитарного законодательства, то есть установить водонепроницаемые площадки, контейнеры. В кассационной жалобе глава администрации <***> сельсовета Белогорского района Мурзин В.С. не согласен с решением суда, просит его отменить. Не соглашается с выводом суда о том, что Положение о нарушениях правил благоустройства и содержания территории населенных пунктов муниципального образования <***> сельсовета, а также Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования <***> сельсовета не распространяют свое действие на ООО «УК «БКС». Указывает, что положениями СанПиН 42-128-4690-88 именно на учреждения, управляющие домами, возложена обязанность оборудовать площадки с водонепроницаемыми покрытием под мусоросборники. От прокуратуры Белогорского района, администрации муниципального образования Белогорского района, ООО «УК «БКС» поступили возражения на доводы кассационной жалобы, в которых указывается на их необоснованность, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения. В заседании судебной коллегии прокурор отдела прокуратуры Амурской области Пристова Е.Е. с доводами кассационной жалобы не согласилась, считает их несостоятельными, решение суда - законным и обоснованным, просила оставить его без изменения. Остальные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились. Судебная коллегия учитывает, что извещение на имя данных участников направлено заблаговременно, все адреса в извещении указаны правильно. При таких обстоятельствах отсутствуют основания сомневаться в их надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 354 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, оснований к его отмене не находит. Из материалов дела следует, что 19.08.2010 по заявлению директора ООО «УК «БКС» с привлечением специалистов территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в городе Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах и управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области проведена проверка исполнения федерального законодательства при обращении с твердыми бытовыми отходами <***> сельсовета Белогорского района Амурской области. В ходе проверки установлено, что на территории <***> имеется 2 места сбора твердых бытовых отходов: по улице <***> для домов <***> и по <***> для дома <***> и домов <***> по улице <***>. Каждое из мест сбора и накопления ТБО представляет собой земельный участок размером 6x6 м., огражденный тремя бетонными плитами, водопроницаемое покрытие отсутствует, контейнеры для сбора ТБО отсутствуют, бытовые отходы сбрасываются непосредственно в почву. Места сбора ТБО расположены на расстоянии около 100 метров от жилых домов (л.д.8-9). При разрешении спора суд правильно руководствовался положениями пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155. При этом суд обоснованно указал, что анализ указанных положений, а также положений Жилищного кодекса РФ, регулирующих вопросы управления многоквартирными домами и вопросы оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, свидетельствует о том, что именно к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, и возложение данной обязанности на управляющую компанию повлечет за собой увеличение тарифов. Установив, что именно к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, при этом администрация <***> сельсовета в администрацию Белогорского района с заявлением о выделении участков для оборудования мест сбора мусора не обращалась, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, которое нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Коллегия соглашается с данным выводом суда, считает его соответствующим нормам материального права и обстоятельствам дела. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции дана надлежащая оценка нормативным правовым актам <***> сельсовета, регулирующим обращение с отходами, а также СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Вместе с тем, установив, что Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено неисполнение администрацией <***> сельсовета полномочий по решению указанных вопросов местного значения. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству. В кассационной жалобе не содержится доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности решения суда. С учетом изложенного коллегия не принимает доводы кассационной жалобы как несостоятельные и не находит оснований для отмены решения суда, поскольку обстоятельства, установленные судом, соответствуют материалам дела, законных оснований к оспариванию выводов суда не усматривается. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Белогорского районного суда от 13.12.2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации <***> сельсовета Белогорского района Мурзина В.С. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи коллегии: