О включении в единый список ВОВ, нуждающихся в жилье, понуждении предоставить жилое помещение



Дело № 33 - 1588/11

Докладчик: Будкова Т.Н. Судья: Матюханова Н.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ30 марта 2011 года г.Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного судав составе:

Председательствующего Будковой Т.Н.,

и судей коллегии Гончарук И.А., Маньковой В.Э.,

при секретаре Кобелевой Е.В.,

с участием прокурора Гриценко А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда от 28 января 2011 года.

Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Кудриной С.Ю., действующей на основании доверенности <***>., пояснения представителя Губернатора Амурской области Зотовой Е.М., действующей на основании доверенности <***>., истицы Глотовой Л.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А.

Прокурор Амурской области, действующий в интересах Глотовой Л.И., обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о включении Глотовой Л.И. в единый список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, понуждении предоставить жилое помещение. В обоснование своих требований указал, что решением Благовещенского городского суда <***> установлен факт нахождения Глотовой Л.И. в концентрационном лагере, созданном немецко- фашистскими захватчиками в колхозе «Красный партизан» <***> в период <***>. Постановлением и.о. мэра г. Благовещенска <***> Глотова Л.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако Министерством социальной защиты населения Амурской области <***> было отказано Глотовой Л.И. во включении в единый список ветеранов Великой Отечественной войны. Данное решение истец считает незаконным и свидетельствующим о нарушении конституционного права на жилище, допущенном в отношении лица, относящегося к особо охраняемой государством категории граждан. Такие действия влекут создание социальной напряженности в обществе, негативно влияют на авторитет государства. В частности, исключение Глотовой Л.И. из указанного списка противоречит Указу Президента РФ <***> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», пункту 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», из которых следует, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В перечень таких мер поддержки в соответствии с названными законами включено также и обеспечение жильем. С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Глотову Л.И. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, понуждении предоставить жилое помещение.

Истец Глотова Л.И. поддержала исковые требования, пояснив, что включение в список ветеранов ей необходимо для предоставления жилого помещения.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признала, суду пояснила, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указанная статья не содержит категорию граждан «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Вместе с тем Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма».

В письменных возражениях на исковые требования прокурора Амурской области Правительство Амурской области поддержало отзыв Министерства социальной защиты населения Амурской области, указав, что при рассмотрении данного иска интересы Правительства Амурской области не затрагиваются.

Решением суда постановлено: обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Глотову Л.И. в единый список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, обязать предоставить Глотовой Л.И. жилое помещение.

В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области с решением суда не согласно. Считает, что судом неправильно применен материальный закон. Судом не установлены обстоятельства по делу. Порядок предоставления жилого помещения в собственность граждан утвержден постановлением Правительства Амурской области от 11.06.2010г. № 305. Данной нормой не предусмотрено предоставление жилых помещений Министерством социальной защиты населения Амурской области. Суд не исследовал вопрос о финансировании переданных полномочий и не счел это обстоятельство заслуживающим внимания при вынесении решения в пользу истца. Органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения ФЗ - № 5 в распоряжение субъекта РФ не поступают. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.

В письменном отзыве на кассационную жалобу представитель Правительства Амурской области поддерживает доводы кассационной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области, просит решение суда отменить.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области Глотова Л.И. решение суда считает законным и обоснованным.

В судебном заседании коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области и представитель Правительства Амурской области подержали доводы кассационной жалобы, просили решение суда отменить.

Истица в судебном заседании коллегии считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении кассационной жалобы просила отказать.

Участвующий в деле прокурор считает решение суда законным, не подлежащим отмене.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Глотова Л.И., <***> года рождения, в период <***> находилась в концентрационном лагере, созданном немецко-фашистскими захватчиками в колхозе «Красный партизан» <***>, и в этой связи, ввиду установления и подтверждения данного факта, вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда <***>, относится к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Управлением социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска Глотовой Л.И. было выдано удостоверение <***>. Согласно данному удостоверению, истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.

Разрешая исковые требования о включении Глотовой Л.И. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны в целях обеспечения жильем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика не соответствуют действующему законодательству.

Довод кассационной жалобы, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в ФЗ № 5 от 12.01.1995 «О ветеранах» и на них не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» свидетельствует о неправильном толковании материального закона.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие). Перечень лиц, указанных в законе, не содержит бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Между тем такое правовое регулирование не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку их права на меры социальной поддержки и льготы приравнены к мерам социальной поддержки и льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих в силу специальной нормы Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеющей прямое действие.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08,2004 года № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих,

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера. К числу таких мер статьи 14 и 15 названного закона относит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

О том, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должны предоставляться аналогичные льготы, что и для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах»), указывается и в разъяснениях Минтруда и соцразвития РФ, содержащихся в постановлении от 7 июля 1999 г. №20, в которых указывается, что законодателем не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Довод кассационной жалобы, что органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения ФЗ №-5 «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 в распоряжение субъекта не поступают, несостоятелен. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и иных лиц, указанных в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям указанной выше категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, и иных лицам, указанным в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Ссылка представителя ответчика на Письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 не принимается во внимание, поскольку указанное письмо не является Законом, которым могут быть отменены предусмотренные законом льготы для лиц указанной категории.

Судебная коллегия находит выводы суда о праве истца на обеспечение жильем в рамках реализации Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» правильными, основанными на фактической и правовой стороне дела.

В судебном заседании Глотова Л.И. пояснила, что она желает, чтобы ей предоставили жилье, единовременную выплату на жилье она не желает получать.

Согласно материалам дела, исковые требования о предоставлении истице жилья не были предметом судебного разбирательства.

Это право истец может реализовать с соблюдением утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 11.06.2010 N 305 Порядка предоставления жилого помещения в собственность граждан. Настоящий Порядок в соответствии с Законом Амурской области от 18 января 2007 г. N 284-ОЗ устанавливает механизм предоставления жилого помещения в собственность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на территории Амурской области.

На основании изложенного, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы несостоятельными, а решение суда не подлежащим отмене.

В тоже время в целях исключения неясностей при исполнении решения судебная коллегия считает возможным изменить в части редакцию резолютивной части решения. Прокурором заявлено требование о включении Глотовой Л.И. в список ветеранов, нуждающихся в жилье, понуждении предоставить жилое помещение. Суд признал эти требования обоснованными, согласившись с тем, что Министерство социальной защиты населения Амурской области ведет учет льготной категории граждан в целях реализации их права на предоставление жилья, само Министерство жилье не предоставляет. Постановленным решением суд не разрешал требования о предоставлении жилья Глотовой Л.И. Но в резолютивную часть решения суд излишне включил указание об обязанности Министерства социальной защиты предоставить Глотовой Л.И. жилое помещение. Данное указание следует из резолютивной части решения исключить.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Глотову Л.И. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, в целях реализации права на обеспечение жилым помещением.

Председательствующий

Судьи коллегии