Докладчик Косарев Е.Н. Судья Гордельянова Н.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 марта 2011 года г. Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего: Будковой Т.Н., судей коллегии: Косарева Е.Н., Гончарук И.А., секретаря судебного заседания Фоломеевой К.П., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Благовещенске дело по кассационной жалобе Радчука В.П. на решение Благовещенского городского суда от 25 ноября 2010 года, которым Радчуку В.П. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным п.5.6 ст.22, п.2 ст.29 решения «О муниципальной службе в Свободненском районе» и Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района. Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения представителя Радчука В.П. – Лавриненко А.Я., доверенность <***>, представителя ответчика Россоха С.В., доверенность <***>, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Радчук В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным п.5.6 ст.22, п.2 ст.29 решения «О муниципальной службе в Свободненском районе» и Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района. В обоснование своих требований он указал, что 30 ноября 2007 года Свободненским районным Советом народных депутатов принято решение «О муниципальной службе в Свободненском районе». Пунктами 5 и 6 ст.22 названного решения определён порядок назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Согласно п.2 ст.28 указанного решения признаны утратившими силу с 01 января 2008 года Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципальной службы лицам, замещающим муниципальные должности категории «А» и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Свободненского района, и решение Свободненского района <***> «О внесении изменений в Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципальной службы лицам, замещающим муниципальные должности категории «А» и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Свободненского района». <***> главой администрации Свободненского района утверждено Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района. Указанные нормативно-правовые акты, по его мнению, противоречат действующему законодательству, поскольку ст.21 Закона Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области» определено, что установление и выплата пенсии за выслугу лет производится в порядке, определенном муниципальными правовыми актами с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ, правовое положение гражданского служащего установлены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», где в числе основных гарантий, закон называет государственное пенсионное обеспечение (п. 11 ч. 1 ст. 52). Согласно п.4 ст.7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» условия предоставления им права на пенсию за выслугу лет за счет средств местного самоуправления определяются законами и новыми нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих действующему законодательству, не допускается. Нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не может противоречить нормативно-правовому акту, имеющему высшую юридическую силу и применяться не должен. Кроме того, решение от 30 ноября 2007 года вступило в силу 01 января 2008 года, а начисление пенсии за выслугу лет в размере <***> рублей стало производиться с января 2009 года, тем самым администрация Свободненского района произвольно приостановила выплату пенсии. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года, Определениях от 05 ноября 2002 года и 11 мая 2006 года, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Он полагает, что общие основания и размер пенсии за выслугу лет, определенные п.п.5,6 ст. 22 Решения от 30 ноября 2007 года, и Положении <***>, подрывают авторитет правового социального государства, т.к. они нарушают основополагающий принцип, что установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, но с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, а в названных пунктах и статьях этот порядок не соблюден, следовательно, являются произвольными. Представитель Свободненского районного Совета народных депутатов и администрации Свободненского района требования заявителя не признали, указав, что оснований для удовлетворения требования заявителя не усматривается, поскольку оспариваемые им правовые нормы приняты в соответствие с требованиями федерального законодательства и не противоречат ему. Суд принял указанное решение. В кассационной жалобе Радчук В.П. указал о несогласии с решением суда первой инстанции и просил его отменить. В обоснование отмены решения суда он привёл те же доводы, которые приведены в его заявлении, и которые были предметом судебного разбирательства, которым суд дал оценку. В возражениях на кассационную жалобу председатель Свободненского районного Совета народных депутатов и глава администрации Свободненского района, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения. В суде кассационной инстанции представителя заявителя доводы, приведённые в кассационной жалобе, поддержала в полном объёме, решение суда просила отменить. Представитель ответчика, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что 29 ноября 2007 года Свободненский районный Совет народных депутатов постановлением № принял Решение «О муниципальной службе в Свободненском районе», которое было опубликовано в газете «Свободненский курьер» от 5 декабря 2007 года №49(170). В связи с принятием указанного решения признаны утратившими силу с 01 января 2008 года Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципальной службы лицам, замещающим муниципальные должности категории «А» и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Свободненского района, и решение Свободненского района <***> «О внесении изменений в Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципальной службы лицам, замещающим муниципальные должности категории «А» и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Свободненского района». <***> постановлением администрации Свободненского района № утверждено «Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района», которым определён порядок назначения, выплаты, перерасчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района. На основании ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года №25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В силу ст.21 Закона Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области» от 31 августа 2007 года №364-ОЗ (в ред. от 04.10.2010) в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи. В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ (в ред. от 28.12.2010.) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления На момент принятия оспариваемого заявителем решения от 30.11.2007 № порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих области определялся законом Амурской области от 13.12.2006 № 261-ОЗ, который предусматривал исчисление пенсии за выслугу лет государственных гражданским служащим области в процентах от денежного содержания, ограниченного должностными окладами (ст.ст.20, 22 Закона АО). В соответствии с п.4. ст.21 Закона Амурской области №261-ОЗ, размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого, гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,7 должностного оклада по замещавшейся должности. При этом размер должностного оклада по должности увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующих территорий. Частью 5 ст.22 оспариваемого Решения от 30.11.2007 № предусмотрено, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 33 процентов среднемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), что не противоречит ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Частью 6 статьи 22 Решения от 30.11.2007 № установлено, что размер среднемесячного денежного содержания, из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,5 должностного оклада по замещавшейся должности. При этом размер должностного оклада по должности увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующих территорий». Ограничение среднемесячного денежного содержания должностными окладами установлено Законом Амурской области и не противоречит действующему законодательству. Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что порядок установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района в полном объеме соответствует порядку установления пенсии за выслугу лет государственных служащих области. Кроме этого, орган местного самоуправления вправе был установить размер процентов среднемесячного денежного содержания исходя из финансовых возможностей бюджета муниципального образования, что не противоречит федеральному законодательству. В соответствии с ч.2 ст.21 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 261-ОЗ размер пенсии за выслугу лет, не может быть ниже размера базовой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленного в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, т.е. размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 2 562 рублей (ч.2 ст.14 ФЗ №173-ФЗ). Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района, утв. постановлением администрации Свободненского района от 21.12.2009 № распространяется на муниципальных служащих, лиц, получавших ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии с ранее действовавшим Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим … от 24 января 2003 года №. Из распоряжения главы администрации района <***> следует, что Радчуку В.П. с <***> августа <20**> года устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии, следовательно, на него распространяется действие Решения «О муниципальной службе в Свободненском районе» и Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчёта пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района. Судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заявителя со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда РФ от 24 мая 2001 года №8-П о произвольном изменении порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района основанными на неправильном толковании норм материального права. Заявляя требования о признании противоречащих федеральному законодательству правовых норм нормативных актов муниципального образования, регулирующих порядок назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Свободненского района, Радчук В.П. обосновал свои требования о нарушении его прав, вызванных приостановлением производства доплаты к трудовой пенсии. Однако указанное заявителем основание о нарушении его прав, вызванных приостановлением производства доплаты к трудовой пенсии, не могут быть предметом рассмотрения настоящего дела. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству. В кассационной жалобе не содержится доводов о нарушении норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке выводов суда первой инстанции и его отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Свободненского городского суда от 25 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Радчука В.П. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи коллегии: