Дело № 33-2495/11 Судья первой инстанции Докладчик Абрамова С.А. Щеголева М.Э. 01 июня 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего судьи: Абрамовой С.А. судей коллегии: Шандаринской Т.А., Сараевой Н.В., при секретаре: Кобелевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда от 12 апреля 2011 года. Заслушав дело по докладу судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области – Кудриной С.Ю., действующей на основании доверенности <***>, прокурора Гриценко А.А., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Амурской области, действующий в интересах Галайденко А.М., обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о понуждении включить его в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что <***> Галайденко А.М. было выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Галайденко А.М. в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако Министерство социальной защиты населения Амурской области отказало Галайденко А.М. во включении в единый список ветеранов Великой Отечественной войны. Исключение Галайденко А.М. из списка противоречит Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», пункту 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», из которых следует, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В перечень таких мер поддержки, в соответствии с указанными законами, включено также и обеспечение жильем. Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Галайденко А.М. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В судебном заседании представитель Прокуратуры Амурской области, представитель истца Галайденко А.М. на удовлетворении заявленных требованиях настаивали. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признала, суду пояснила, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указанная статья не содержит категорию граждан «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Вместе с тем, Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Решением Благовещенского городского суда от 12 апреля 2011 года исковые требования прокурора Амурской области, действующего в интересах Галайденко А.М., удовлетворены. Судом постановлено: обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Галайденко А.М. в единый список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области с решением суда не согласно. Считает, что судом неправильно применен материальный закон, не установлены обстоятельства по делу. Суд обязал Министерство выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в то время как социальная поддержка по обеспечению жильем в форме социально выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ч.3 ст. 2 Закона Амурской области от 18.01.2007г. № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области» предусмотрена лишь для граждан указанных в п.2 ст. 1 Закона № 284-ОЗ. В п.2 ст. 1 Закона № 284-ОЗ такие категории граждан как инвалиды и участники ВОВ отсутствуют. Суд ссылается на постановление Правительства Амурской области от 30.07.2009 № 325, однако порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение жилого помещения утвержден постановлением Правительства Амурской области 15.06.2010г. № 310. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах». Суд не исследовал вопрос о финансировании переданных полномочий и не счел это обстоятельство заслуживающим внимания при вынесении решения в пользу истца. Органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма социальную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения ФЗ - № 5 в распоряжение субъекта РФ не поступают. Просит решение суда отменить в удовлетворении заявленных требований отказать. Возражений на кассационную жалобу не поступило. В заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области – Кудрина С.Ю. настаивала на доводах, изложенных в кассационной жалобе, просила решение Благовещенского городского суда от 12 апреля 2011 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Амурской области. Участвующая в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции прокурор Гриценко А.А. полагала, что решение является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба представителя ответчика – без удовлетворения. Истец Галайденко А.М. в заседание судебной коллегии не явился. Судебная коллегия учитывает, что извещение на имя данного участника направлено заблаговременно, все адреса в извещении указаны правильно. При таких обстоятельствах отсутствуют основания сомневаться в его надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 354 ГПК РФ, в силу которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в кассационной инстанции, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Галайденко А.М. относится к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в подтверждении чему ей отделом социальной защиты населения <***> района было выдано удостоверение <***>. Согласно указанному документу, истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации. На основании постановления <***> сельсовета <***> района № Галайденко А.М. был признан нуждающимся в жилом помещении с целью участия в Долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) ВОВ, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников ВОВ и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы». Разрешая исковые требования о включении Галайденко А.М. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны в целях обеспечения жильем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика не соответствуют действующему законодательству. Довод кассационной жалобы в той части, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в ФЗ № 5 от 12.01.1995 «О ветеранах» и на них не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» свидетельствует о неправильном толковании материального закона. Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе к ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие). Перечень лиц, указанных в законе, не содержит бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Между тем такое правовое регулирование не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку их права на меры социальной поддержки и льготы приравнены к мерам социальной поддержки и льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих в силу специальной нормы Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеющей прямое действие. В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08,2004 года № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера. К числу таких мер статьи 14 и 15 названного закона относят обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. О том, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должны предоставляться аналогичные льготы, что и для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах»), указывается и в разъяснениях Минтруда и соцразвития РФ, содержащихся в постановлении от 7 июля 1999 г. №20, в которых указывается, что законодателем не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Довод кассационной жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения ФЗ №-5 «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 в распоряжение субъекта не поступают, несостоятелен. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и иных лиц, указанных в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По письменным заявлениям указанной выше категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, и иных лицам, указанным в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Ссылка представителя ответчика на Письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 не принимается во внимание, поскольку указанное письмо не является Законом, которым могут быть отменены предусмотренные законом льготы для лиц указанной категории. Судебная коллегия находит выводы суда о праве истца на обеспечение жильем в рамках реализации Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» правильными, основанными на фактической и правовой стороне дела. Довод кассационной жалобы о том, что постановленным решением суд разрешил вопрос о выделении Галайденко А.М. социальной выплаты, предусмотренной п.2 ст. 1 Закона Амурской области от 18.01.2007г. № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области», в котором отсутствует категория граждан как инвалиды и участники ВОВ, заслуживает внимание, но данный довод не влечет отмену по существу правильного решения. Право истицы на обеспечение жильем основано на правилах п.п. 1 п. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области", предусматривающего два вида социальной поддержки инвалидам и участникам ВОВ: предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее единовременная денежная выплата), размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; предоставления жилого помещения в собственность. Действительно, Законом № 284-ОЗ предусмотрено предоставление социальной выплаты, но для иной категории граждан - не участников ВОВ (п.2 ст. 1), и она осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - социальная выплата), размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Указанный закон применяет два понятия: единовременная денежная выплата, социальная выплата, используемые гражданами на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты устанавливается Правительством области. Список граждан - получателей единовременной денежной выплаты, социальной выплаты утверждается распоряжением губернатора области. В исковом заявлении прокурор и в мотивировочной части решения суд указали на приравненное к участникам ВОВ право истицы на денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, но обозначили ее как социальная выплата. Предметом рассмотрения дела в суде являлась выплата на приобретение или строительство жилья как участнику войны, основанное на п.п. 1 п. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ, в котором говорится о единовременной денежной выплате. Правила п.2 ст.1 Закона № 284-ОЗ о социальной поддержке в виде социальной выплаты судом не применялись. Данные обстоятельства свидетельствуют о подмене прокурором и судом понятий «единовременная денежная выплата» и «социальная выплата», по существу разрешая требования о предоставлении истице единовременной денежной выплаты. Таким образом, в резолютивной части решения суд ошибочно указал на выдачу истице свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Указанные обстоятельства не влекут отмену принятого по существу правильного решения, но в целях приведения резолютивной части решения в соответствие с требованиями закона и исключения неясностей, судебная коллегия считает необходимым решение суда в этой части изменить, обязав Министерство социальной защиты населения Амурской области выдать истцу Галайденко А.М. свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 12 апреля 2011 года изменить, изложив в следующей редакции: обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Галайденко А.М. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, выдать ему свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Председательствующий: Судьи коллегии: