О признании отдельных положений Устава сельсовета не соответствующими действующему законодательству



Дело № 33 – 3839\11

Докладчик Косарев Е.Н. Судья Ворсина О.Б.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2011 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Будковой Т.Н.,

судей коллегии Косарева Е.Н. Загоруйко Л.В.,

секретаря судебного заседания Фоломеевой К.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы Горненского сельсовета Соколова А.С. на решение Зейского районного суда от 5 июля 2011 года, которым

Устав Горненского сельсовета признан не соответствующим ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ в части:

1) ст.9 Устава противоречит ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ;

2) п.6 ч.2 ст.38 Устава противоречит ст.9 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ.

Возложена обязанность на Горненский сельский Совет народных депутатов в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу привести Устав Горненского сельсовета в соответствие с ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. №381-ФЗ и ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2010 г. №442-ФЗ.

Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснение прокурора Пристовой Е.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Зейского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Горненский сельсовет Зейского района Амурской области о признании Устава Горненского сельсовета не соответствующим действующему законодательству.

В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой Зейского района проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований Зейского района положениям действующего законодательства. Проверкой Устава Горненского сельсовета установлено, что ряд его положений не соответствует действующему законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним, поскольку с момента регистрации последних изменений в Устав федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления в Российской Федерации, неоднократно изменялось и дополнялось, некоторые положения указанного законодательства утратили юридическую силу. Вместе с тем в Устав Горненского сельсовета соответствующие изменения и дополнения не внесены. Применение несоответствующего федеральному законодательству Устава Горненского сельсовета противоречит интересам муниципального образования, интересам граждан, проживающих в муниципальном образовании.

Прокурор просил суд признать ст.9 и п.6 ч.2 ст.38 Устава Горненского сельсовета не соответствующими ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ и, соответственно, ст.9 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ.

Обязать Горненский сельский Совет народных депутатов привести Устав
Горненского сельсовета в соответствие с Федеральными законами от
28.12.2009 г. №381-ФЗ и от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу.

Представитель Горненского сельского Совета народных депутатов в суд не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Суд принял указанное решение.

В кассационной жалобе глава Горненского сельсовета Соколов А.С., не согласившись с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Возражений на кассационную жалобу не поступило.

В суде кассационной инстанции прокурор доводы, приведённые в кассационной жалобе, поддержала, решение суда в обжалуемой части просила отменить, и принять новое решение.

Изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела и проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Зейского района проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований Зейского района положениям действующего законодательства. Проверкой Устава Горненского сельсовета установлено, что ряд его положений не соответствует действующему законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним.

В связи с чем, прокурор просил суд признать ст.9 Устава Горненского сельсовета не соответствующей ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ; п.6 ч.2 ст.38 Устава Горненского сельсовета не соответствующей ст.9 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ.

Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Устав Горненского сельсовета разработан в соответствие с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. В ст.9 Устава Горненского сельсовета приведён перечень полномочий органов местного самоуправления Горненского сельсовета, который не является исчерпывающим (п.9 ч.1 ст.9 Устава). В соответствие с п.9 ч.1 ст.9 Устава Горненского сельсовета Горненский сельсовет обладает иными полномочиями в соответствие с Федеральным законом, т.е. указанная норма является бланкетной (отсылочной).

Пункт 10 части 1 статьи 10 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (в последней ред. от 25.07. 2011 г.), имеет следующее содержание: «к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания».

Пункт 10 статьи 8 Устава Горненского сельсовета имеет редакцию: «к вопросам местного значения Горненского сельсовета относятся: создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания», т.е. приведённая правовая норма дословно воспроизводит редакцию пункта 10 части 1 статьи 10 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (в последней ред. от 25.07. 2011 г.).

Часть 2 статьи 6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» от 28 декабря 2099 года №381-ФЗ называет единственное полномочие органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности - это создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Это положение согласуется с общими нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, относящими к вопросам местного значения поселения - создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п.10 ч.1 ст.14).

Указанные правовые положения судом первой инстанции не были учтены при рассмотрении возникшего спора.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия необоснованными выводы суда первой инстанции о не соответствии ст.9 Устава Горненского сельсовета требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ, а доводы кассационной жалобы в этой части коллегия находит обоснованными.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полностью, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции в этой части, и не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, принять новое решение, отказать прокурору в удовлетворении заявления о признании ст.9 Устава Горненского сельсовета противоречащей Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зейского районного суда от 5 июля 2011 года о признании ст.9 Устава Горненского сельсовета противоречащей Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ отменить, и принять в этой части новое решение.

Отказать заместителю прокурора Зейского района Ткачеву Д.Л. о признании ст.9 Устава Горненского сельсовета противоречащей Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и ч.2 ст.6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.

В остальной части решение Зейского районного суда от 5 июля 2011 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи коллегии

-32300: transport error - HTTP status code was not 200