О понуждении включить в единый список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения



Дело № 33 - 5426/11

Докладчик: Будкова Т.Н. Судья: Щеголева М.Э.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 ноября 2011 года г.Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Будковой Т.Н.,

и судей коллегии Гончарук И.А., Калиниченко Т.В.,

при секретаре Добиже Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда от 13 октября 2011 года.

Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области Кудриной С.Ю., действующей на основании доверенности ., пояснения участвующего в деле прокурора Пристовой Е.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А.

Прокурор Амурской области, действующий в интересах Лебрит Е.И., обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о понуждении включить ей в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и возложении обязанности обеспечить жильем путем предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ отделом социальной защиты населения Белогорского района Лебрит Е.И. было выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Лебрит Е.И. в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Однако Министерством социальной защиты населения Амурской области было отказано Лебрит Е.И. в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с тем, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Указанное решение принято на заседании комиссии по предоставлению социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов. Исключение Лебрит Е.И. из списка противоречит Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», пункту 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», из которых следует, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В перечень таких мер поддержки в соответствии с названными законами включено также и обеспечение жильем. Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Лебрит Е.И. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Амурской области, представитель Лебрит Е.И. на удовлетворении заявленных требованиях настаивали.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признала, суду пояснила, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указанная статья не содержит категорию граждан «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Вместе с тем Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма».

Решением суда постановлено: обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Лебрит Е.И. в единый список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области с решением суда не согласно. Считает, что судом неправильно применен материальный закон, не установлены обстоятельства по делу. Суд пришел к выводу о необоснованности довода министерства о том, что Российская Федерация не передавала субъектам Российской Федерации полномочия и финансовые средства на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма». Считает данный вывод не основан на нормах действующего законодательства. Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 № 169 «Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» размер субвенции предоставляемой бюджету субъекта РФ, предоставляется исходя из численности лиц, указанных в п.3 ч.3 ст. 23.2 ФЗ №5 к которым истица не относится. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» говорит о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 № 10496-СК/07 бывшие несовершеннолетние узники фашизма обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 не подлежат. Просит решение суда отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области подержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда отменить.

Участвующий в деле прокурор считает решение суда законным, не подлежащим отмене.

Проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, не допустил существенных нарушений процессуальных норм.

Как следует из материалов дела, Лебрит Е.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ Белогорским районным отделом соцзащиты.

Разрешая исковые требования о включении Лебрит Е.И. в единый список ветеранов Великой Отечественной войны в целях обеспечения жильем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика не соответствуют действующему законодательству.

Довод кассационной жалобы, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в ФЗ № 5 от 12.01.1995 «О ветеранах» и на них не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» свидетельствует о неправильном толковании материального закона.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие). Перечень лиц, указанных в законе, не содержит бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Между тем, такое правовое регулирование не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку их права на меры социальной поддержки и льготы приравнены к мерам социальной поддержки и льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих в силу специальной нормы Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеющей прямое действие.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08,2004 года № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих,

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера. К числу таких мер статьи 14 и 15 названного закона относят обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

О том, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должны предоставляться аналогичные льготы, что и для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 14 и 15 ФЗ РФ «О ветеранах»), указывается и в разъяснениях Минтруда и соцразвития РФ, содержащихся в постановлении от 7 июля 1999 г. №20, в которых указывается, что законодателем не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Довод кассационной жалобы, что органы исполнительной власти субъекта РФ не могут предоставить несовершеннолетним узникам фашизма единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета, поскольку для данных граждан средства в рамках исполнения ФЗ №-5 «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 в распоряжение субъекта не поступают, несостоятелен. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, и иных лиц, указанных в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям указанной выше категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, и иных лицам, указанным в п.п.2 ст.3 ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Ссылка представителя ответчика на Письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 не принимается во внимание, поскольку указанное письмо не является Законом, которым могут быть отменены предусмотренные законом льготы для лиц указанной категории.

Судебная коллегия находит выводы суда о праве истца на обеспечение жильем в рамках реализации Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» правильными, основанными на фактической и правовой стороне дела.

На основании изложенного, истица подлежит обеспечению жильем и в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Кассационная жалоба не содержит доводов, дающих основания для отмены решения суда. Решение суда, как законное и обоснованное, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Благовещенского городского суда от 13 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: