О признании решения незаконным, обязании восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 33-5432/11

Докладчик Загоруйко Л.В. Судья Шульга И.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 ноября 2011 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Загоруйко Л.В.,

судей коллегии Шандаринской Т.А., Маньковой В.Э.

при секретаре Перепелициной Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ЦУКС МЧС России по Амурской области Березинец А.А., на решение Благовещенского городского суда от 05 октября 2011 года.

Заслушав дело по докладу судьи Загоруйко Л.В., выслушав пояснения Гретченко О.С., представителя ответчика Дроздовой Е.В. (доверенность ДД.ММ.ГГГГ), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гретченко О.С. обратился в суд с иском к ГУ ЦУКС МЧС России по Амурской области о признании решения жилищной комиссии незаконным, обязании восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ГПС. С 01.01.2002 г. было переименование в ГПС МЧС России. <***> 2010 г. он был уволен по сокращению штатов. Решением жилищной комиссии ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» от 24 декабря 2009 г. он был признан нуждающимся в получении жилого помещения. Решением жилищной комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области» от 09.08.2011 г. он был снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает снятие его с учёта неправомерным, нарушающим его жилищные права, и лишающее право на получение жилья путем выдачи сертификата. Просил признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области» от 09.08.2011 г. о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать ГУ «ЦУКС МЧС России» восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснил, что из содержания подпункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 31.05.2011 года Гретченко О.С. направленно письмо с рекомендацией представить документы, подтверждающие нахождение в списках нуждающегося в получении жилой площади до 01 марта 2005 года, для рассмотрения на заседании жилищной комиссии по восстановлению в списках нуждающихся в получении жилья. До настоящего времени указанных документов не поступило.

Представитель администрации г.Благовещенска в судебное заседание не явился, согласно письменного отзыва исковые требования считает обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку какой-либо нормативный акт, позволяющий органам местного самоуправления ставить на учет нуждающихся граждан, по категории - сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации - отсутствует. Таким образом, решение комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России» по Амурской области о снятии с учета истца по мотивам отсутствия указанных полномочий по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и их наличия у органа местного самоуправления не основан на законе и является недействительным.

Решением Благовещенского городского суда от 05 октября 2011 исковые требования Гретченко О.С. удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель ответчика указывает на не согласие с решением суда, просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судом не верно применены нормы материального права. Предметом спора не являлся вопрос реализации права на участие в подпрограмме, а только вопрос правомерности исключения из списков нуждающихся.

Возражений на кассационную жалобу не поступало.

В суде кассационной инстанции участники процесса настаивали на своих доводах.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, оснований к его отмене не находит.

Судом правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.

Доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда о неправомерности снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной программы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с подп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г.№153, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Несоответствие указанным требованиям, является основанием для непризнания гражданина участником подпрограммы.

Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» от 24 декабря 2009 года, Гретченко О.С, был признан нуждающимся в получении жилого помещения (для получения государственного жилищного сертификата), и рекомендован к участию в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты».

Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области от 29 января 2010 года, Гретченко О.С. был включен в резервный сводный список граждан-участников подпрограммы «ГСЖ» на 2004-2010 годы на 2010 год по ГУ МЧС России по Амурской области с учетом членов его семьи - супруга Н., дочь - В., сын - А.

Согласно письма ГУ МЧС России по Амурской области от 13.07.2011 года, Гретченко был извещен о том, что процедура признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» была нарушена, в связи с чем он подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Таким образом, основанием для снятия истца с учета послужило отсутствие у органов противопожарной службы полномочий ставить на учет сотрудников как нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 марта 2005 года, поскольку данные полномочия возложены на органы местного самоуправления согласно ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с п. 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, признание военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, и не относится к компетенции жилищных комиссий и командиров войсковых частей.

Суд, разрешая данный вопрос, пришел к обоснованному выводу основанному на определении Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09, о том, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями сотрудников Государственной противопожарной службы, граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.

Судебная коллегия находит ошибочным довод жалобы о необоснованном применении судом данной позиции при разрешении спора, поскольку указанные Правила подлежат применению в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и толкование норм права, данное Верховным судом РФ подлежит применению судом.

Согласно п. 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372, территориальный орган МЧС по субъекту РФ, организует учет военнослужащих, сотрудников,, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке. Из толкования норм Положения следует, что территориальные органы МЧС по субъекту РФ наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а следовательно при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года.

Суд обоснованно пришел к выводу, что решение жилищной комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области» от 09.08.2011 г. о снятии Гретченко О.С. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является незаконным, ввиду соблюдения порядка постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу указанного, судом верно разрешен вопрос только о правомерности исключения истца из списка нуждающихся, и не рассматривался вопрос реализации права на участие в подпрограмме истца, поскольку указанный момент не являлся предметом данного спора.

Таким образом, доводы кассационной жалобы, выводы суда не опровергают, а направлены на иную оценку обстоятельств, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую юридическую оценку, в связи с чем, основаниями к отмене решения служить не могут.

При таких обстоятельствах, коллегия находит доводы кассационной жалобы несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

На основании изложенного коллегия не усматривает оснований к отмене законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского городского суда от 05 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ЦУКС МЧС России по Амурской области Березинец А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии