Об оспаривании бездействия по неисполнению решения суда, установлении сроков отселения жильцов дома для постоянного проживания



Дело № 33-5233/11

Докладчик Косарев Е.Н. Судья Назарчук А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2011 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Загоруйко Л.В.,

судей коллегии Косарева Е.Н., Шандаринской Т.А.,

секретаря судебного заседания Перепелициной Е.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Акопова О.А., Белоусовой И.В., Белкина С.И., Кокшарова В.Г., Романовой Л.А., Ушкова И.В., Шаргиной А.С., Швецовой О.В. на решение Сковородинского районного суда от 15 сентября 2011 года, которым

заявленные требования Акопова О.А., Белоусовой И.В., Белкина С.И., Кокшарова В.Г., Романовой Л.А., Ушкова И.В., Шаргиной А.С., Швецовой О.В. удовлетворены частично.

Администрации Сковородинского района установлен срок для отселения граждан проживающих в доме по ул.<адрес> для постоянного проживания до 01 августа 2012 года.

В остальной части требований отказано.

Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения представителя истца Акопова О.А. – Акоповой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акопов О.А., Белоусова И.В., Белкин С.И., Кокшаров В.Г., Романова Л.А., Ушков И.В., Шаргина А.С, Швецова О.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Сковородинского района.

В обоснование заявленных требований они указали, что решением Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года на администрацию Сковородинского района возложена обязанность принять меры по обеспечению жильём граждан дома по ул. <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу в срок до 1 июня 2008 года. До настоящего времени решение суда не исполнено, в доме проживает 23 семьи, нуждающиеся в переселении. Полагают, что со стороны администрации Сковородинского района имеет место бездействие по исполнению решения суда. В январе 2009 года губернатором Амурской области дано указание главам администраций города и района составить план мероприятий по переселению оставшихся семей 80-ти квартирного аварийного жилого дома по <адрес>, по которому переселение жильцов должно было состояться в июле 2010 года. Данный план исполнен только в части отведения земельного участка под строительство, изготовления проектно-сметной документации. Государственная экспертиза ПСД была произведена лишь в декабре 2009 года. Более никаких мер по обеспечению жильём семей, проживающих в аварийном доме, администрацией района не предпринималось. По данным Минстроя заявки, на выделение средств, администрацией Сковородинского района поданы с опозданием, когда бюджетные средства распределены. В настоящее время проводятся работы по расторжению контракта с подрядной организацией строительства 10-ти квартирного жилого дома из быстровозводимых материалов, от которого заявители отказывались ещё до заключения контракта. По ранее разработанному проекту вопрос о проведении торгов строительства жилого дома капитальной постройки только рассматривается, сроки начала и окончания строительства не определены.

Заявители просили суд признать незаконным бездействие администрации Сковородинского района в неисполнении решения Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года в части непринятия мер по обеспечению жильём граждан, проживающих в доме по ул.<адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу; установить новые конкретные сроки отселения жильцов в равноценное жильё для постоянного проживания.

В судебном заседании Белоусова И.В., Романова Л.А., Ушков И.В., Швецова О.В., представитель Белкина СИ.- Белкина B.C. и представитель Акопова О.А.- Акопова Е.В., заявленные требования уточнили и просили суд признать бездействие администрации Сковородинского района в не исполнении решения Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года незаконным; установить новый конкретный срок отселения жильцов дома по ул.<адрес> для постоянного проживания.

Представитель администрации Сковородинского района Волошина О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании предъявленные требования не признала, указав, что администрацией Сковородинского района принимаются меры для обеспечения исполнения решения суда, заключён муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Строительство 30-квартирного жилого дома по <адрес>. Зарегистрировано право собственности на земельный участок под строительство 2-этажного 30-квартирного благоустроенного жилого дома, общей площадью 2880 кв.м.. Сами заявители в службу судебных приставов-исполнителей для возбуждения исполнительного производства в целях исполнения решения суда, не обращались. Полагает, что заявленные требования не подлежат рассмотрению, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от 18 сентября 2007 года, принятое по заявлению о том же предмете.

Суд принял вышеназванное решение.

В кассационной жалобе Акопов О.А., Белоусова И.В., Белкин С.И., Кокшаров В.Г., Романова Л.А., Ушков И.В., Шаргина А.С., Швецова О.В. просят решение суда отменить, приводят доводы о несогласии с оценкой исследованных судом доказательств.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации Сковородинского района, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

В суде кассационной инстанции представитель истца Акопова О.А. – Акопова Е.В. доводы. приведённые в кассационной жалобе, поддержала в полном обьёме, решение суда просила отменить.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы в её пределах, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Акопов О.А., Белоусова И.В., Белкин С.И., Кокшаров В.Г., Романова Л.А., Ушков И.В., Шаргина А.С., Швецова О.В. проживают в жилом доме, расположенном по <адрес>. Распоряжением администрации Сковородинского района от 21 мая 2007 года , от 19 июня 2007 года данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года заявленные требования Т., Г., Романовой Л.А., Белоусовой И.В., А., О., Ушкова И.В., Швецовой О.В. об оспаривании бездействия администрации Сковородинского района удовлетворены в части. На администрацию Сковородинского района возложена обязанность определить меры по обеспечению граждан, проживающих в доме по ул. <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу; определён срок, необходимый для приятия мер и обеспечения жильем граждан, проживающих в данном доме до 01 июня 2008 года. Настоящее решение вступило в законную силу.

09 ноября 2007 года распоряжением и.о. главы Сковородинского района на основании решения заседания КЧС и ПБ администрации района о выполнении первоочередных мероприятии по обеспечению безопасности проживания людей в доме по ул. <адрес>, на главу г. Сковородино возложена обязанность ускорить процесс приобретения и предоставления вторичного жилья.

22 ноября 2007 года органы местного самоуправления муниципального образования Сковородинский район делегировали органам местного самоуправления муниципального образования Сковородино полномочия по переселению жильцов дома по улице <адрес>, путем приобретения квартир в городе Сковородино на вторичном рынке и предоставления их впоследствии жителям аварийного дома по договорам социального найма. Сумма, поступившая в бюджет города Сковородино из областного бюджета составила 10 млн. руб., из федерального бюджета - 38 345 тыс. руб..

26 марта 2008 года и 6 февраля 2008 года жильцам дома администрацией города Сковородино предлагалось рассмотреть квартиры для переселения с аварийного дома по следующим адресам: ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>. Акопов О.А., Белоусова И.В., Белкин С.И., Кокшаров В.Г., Романова Л.А., Ушков И.В., Шаргина А.С., Швецова О.В. от предлагаемых квартир отказались.

25 февраля 2009 года за исх. главой Сковородинского района в адрес министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области направлялась заявка на предоставление субсидий из федерального бюджета в 2011-2015 годах на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда и титульный список постройки.

В 2009 году администрацией района также была заказана проектно-сметная документация по объекту «30-ти квартирный жилой дом в г. Сковородино»; 25 ноября 2009 года в адрес начальника ГАУ «Амургосэкспертиза» направлялось обращение о сокращении сроков проведения экспертизы, для включения объекта в план строительства на 2010 год; 11 декабря 2009 года глава района обращался к председателю общественной палаты Амурской области с просьбой оказать помощь в решении вопроса о включении строительства этого объекта на 2010 год.

16 марта 2010 года главой Сковородинского района в адрес заместителя председателя Правительства Амурской области - министру строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области направлялось письмо об оказании помощи в переселение жителей дома, в виде финансирования строительства 30-ти квартирного жилого дома. Согласно данному обращению на сегодняшний день из 80 семей, проживающих в доме, 55 семей переселено в жильё, приобретенное на вторичном рынке. В связи с дефицитом жилья на рынке для оставшихся 30 семей необходимо строительство нового жилья.

9 октября 2010 года между администрацией Сковородинского района, в лице исполняющего обязанности главы района Тарасова А.А. и ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» заключён муниципальный контракт , по которому Общество обязалось выполнить работы по строительству «под ключ» объекта «Комплекс быстровозводимого 3-этажного жилого дома в г. Сковородино» (10 квартир).

Заявители от данного жилья отказались, так как быстровозводимое жилье - экспериментальное и неравноценно их кирпичному жилью.

23 августа 2011 года на основании мирового соглашения по делу от 23 августа 2011 года муниципальный контракт от 09 октября 2010 года на выполнение работ по строительству «под ключ» объекта «Комплекс быстровозводимого 3-этажного жилого дома в г.Сковородино» расторгнут.

10 апреля 2009 года органы местного самоуправления Сковородинского района делегировали органам местного самоуправления муниципального образования город Сковородино полномочия по выполнению проектно-сметной документации по объекту: строительство 30 квартирного жилого дома для переселения граждан в городе Сковородино ветхого и аварийного жилья.

Распоряжением главы г.Сковородино от 15 апреля 2010 года утверждена проектно-сметная документация на строительство объекта капитального строительства - 30-и квартирного жилого дома по ул. <адрес>.

11 июля 2011 года между администрацией Сковородинского района в лице главы района Тарасова А.А и ООО «Строительный холдинг» заключён муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Строительство 30-квартирного жилого дома по ул. <адрес>». Срок выполнения работ установлен до августа 2012 года.

01 августа 2011 года муниципальное образование Сковородинского района зарегистрировало право на земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование. Проведение аукциона по продаже земельного участка под строительство 2-х этажного 30-и квартирного благоустроенного жилого дома, общая площадь 12880 кв.м., адрес объекта<адрес>, восточная часть кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. <адрес>, далее по ул. <адрес>, далее по границе ГУ <адрес>.

Постановлением главы района Тарасова А.А. от 13 сентября 2011 года утвержден список граждан для внеочередного переселения из аварийного жилищного фонда, проживающих и зарегистрированных по <адрес>.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище.

Пунктом 1 ст. 85 ЖК РФ предусмотрено выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ таким гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьёй 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию обстоятельств о законности оспариваемых решений, действий (бездействия) соответствующих органов или лиц возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания со стороны администрации Сковородинского района бездействия по принятию мер по обеспечению граждан, проживающих в доме по ул. <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, по делу не установлено. Так, в марте и феврале 2008 года администрацией г.Сковородино заявителям предлагались варианты квартир, в которые они могли переселиться, принимались меры по строительству жилья, в настоящее время ведётся строительство 30-квартирного жилого дома по ул. <адрес>, срок выполнения работ установлен до августа 2012 года.

Судом исследованы и оценены доказательства, касающиеся обстоятельств дела, им дана надлежащая правовая оценка в решении суда в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Оснований не соглашаться с той оценкой доказательств, которую дал суд первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Приведённые в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают и не указывают на допущенные судом нарушения, достаточные для отмены принятого по делу решения. То обстоятельство, что администрацией г.Сковородино рассылались информационные письма, в которых одно и то же жилое помещение предлагалось нескольким семьям, и принимались меры по строительству быстровозводимого жилья, которое для данного района является экспериментальным, не могут свидетельствовать о непринятии со стороны администрации Сковородинского района мер по обеспечению граждан жильём.

Поскольку согласно календарному плану производства работ срок выполнения работ по муниципальному контракту от 11 июля 2011 года - август 2012 года, суд первой инстанции обоснованно определил администрации Сковородинского района срок отселения граждан проживающих в доме по ул. <адрес> для постоянного проживания до 1 августа 2012 года.

В кассационной жалобе не содержится доводов о нарушении судом норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, лишь приведены доводы по переоценке доказательств по делу, которые были предметом судебного разбирательства, и которым суд дал оценку.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке выводов суда первой инстанции и его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сковородинского районного суда от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Акопова О.А., Белоусовой И.В., Белкина С.И., Кокшарова В.Г., Романовой Л.А., Ушкова И.В., Шаргиной А.С., Швецовой О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии