Дело № 33-5219/11 Докладчик Косарев Е.Н. Судья Крошка С.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 09 ноября 2011 года г. Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего Загоруйко Л.В., судей коллегии Косарева Е.Н., Шандаринской Т.А., секретаря судебного заседания Перепелициной Л.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора Абросимова А.А. на решение Свободненского городского суда от 30 сентября 2011 года, которым иск Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации г. Свободного о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным удовлетворен частично. На администрацию г. Свободного возложена обязанность в срок до 01 июня 2012 года организовать разработку проектно-сметной документации по водоотведению в границах муниципального образования г. Свободный, по выпускам из микрорайонов «Северный», «посёлок Дубовка», «ЖБИ», «Торговый порт». В остальной части заявленных требований отказано. Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения прокурора Кононенко Р.В., представителя администрации г. Свободного Бородиной И.Р., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Свободного о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. В обоснование заявленных требований он указал, что в ходе проведённой в мае 2011 года Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в г. Свободном водоотведение сточных (канализационных) вод, хозяйственно-бытового происхождения, образованных от жилого фонда (населения города), социальной и производственной сферы, осуществляется по городским канализационным сетям в поверхностные водные объекты посредством выпусков - «Северный», «ЖБИ», «Городской», «Торговый порт», «ст. Михайло-Чесноковская», «пос. Дубовка». Имеющиеся очистные сооружения на выпусках «Северный», «Дубовка» работают, однако в силу большого срока их эксплуатации, и как следствие изношенности, не выполняют своё назначение, нормативная очистка сточных вод не производится. По остальным выпускам очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды без очистки сбрасываются в водные объекты - рек Зея, Ключевая и ручей Сухой, относящиеся к федеральной собственности. Результаты химических анализов сточных вод на выпуске с очистных сооружений показали превышение установленных для поверхностных водоёмов нормативов, что затрагивает интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц, так как создаёт угрозу причинения вреда здоровью людей и может повлечь причинение вреда окружающей природной среде. Общий объём сброса нечистот, произведённых муниципальным образованием г. Свободный за 2010 год составил - около 1,5 млн. куб. м.. Бездействие администрации г. Свободного при организации водоотведения в границах муниципального образования заключается в не принятии мер по ремонту и строительству очистных сооружений, не выполнении требований водоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды. Амурский межрайонный природоохранный прокурор, уточнив заявленные требования, просил суд бездействие администрации г. Свободного по непринятию мер к очистке сточных вод выходящих из выпусков: «Северный», «ЖБИ», «Городской», «Торговый порт Свободный» и «пос. Дубовка» признать незаконным; обязать администрацию г. Свободный до 1 июня 2012 года организовать разработку проектно-сметной документации по водоотведению в границах муниципального образования г. Свободный; до 1 августа 2013 года по выпускам «Северный», «пос. Дубовка», «ЖБИ» и «Торговый порт» организовать проведение реконструкции очистных сооружений, обеспечивающей нормативную очистку сточных вод в соответствии с требованиями СанПиНа и Водного кодекса РФ; по выпуску «Городской» произвести переподключение городского канализационного коллектора из выпуска, на очистные сооружения «Автозапчасть» в полном объёме. Представитель Министерства природных ресурсов Амурской области в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала, указав, что на сегодняшний день в г. Свободном осуществляется сброс жидких отходов от населения, социальных учреждений и предприятий, сточных вод в р. Зея, Ключевая, руч. Сухой без разрешительной документации. В связи с тем, что по ряду выпусков очистные сооружения отсутствуют, а имеющиеся, в силу изношенности, не производят нормативную очистку сточных вод и требуют реконструкции, утверждение и согласование проектов ПДК или НДС, и как следствие, надлежащее оформление прав пользования на территории муниципального образования г.Свободного не представляется возможным. Представитель администрации г. Свободного в судебном заседании иск не признала. Она считает, что требования прокурора не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку 22 февраля 2011 года Свободненским городским судом вынесено решение о признании деятельности МУП «Водоканал» по сбросу неочищенных сточных вод незаконным и возложении обязанности получить решение о предоставлении водных объектов. Этим решением установлено, что деятельность по водоотведению - удалению и обработке сточных вод осуществляет на основании договора аренды МУП «Водоканал», которое является коммерческой организацией. Полагает, что администрация города осуществляет только координацию деятельности организаций в части водоотведения. Действующее законодательство не содержит положений, в силу которых обязанность по финансированию соответствующих работ, выполняемых иными лицами, являлась непосредственным и достаточным основанием для возложения на администрацию города обязанности по выполнению самой работы. Кроме того, главным распорядителем средств бюджета в сфере ЖКХ города является по ЖКХ и благоустройству администрации города, который входит в структуру администрации г. Свободного с правом юридического лица. Считает, что отнесение Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований организации в границах соответствующих муниципальных образований водоотведения означает содействие организациям, осуществляющим водоснабжение населения по надлежащему содержанию муниципального имущества. Согласно статье 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципального образования может находиться соответствующее имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения. Данное имущество может передаваться в аренду предприятиям, осуществляющим водоснабжения населения. Исходя из общих правил договора аренды, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Поэтому полагает, что администрация г. Свободного не может быть надлежащим ответчиком по заявленному иску. Представитель Отдела по ЖКХ и благоустройству администрации г. Свободного так же считает, что требования, изложенные в исковом заявлении, не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Представитель МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился. Суд принял названное решение. В кассационном представлении Амурский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, он не согласен с выводами, изложенными в решении суда, считает, что в этой части суд принял решение с нарушением норм материального права. В отзыве на кассационное представление Министерство природных ресурсов Амурской области доводы прокурора поддержало. В суде кассационной инстанции прокурор доводы, приведённые в кассационном представлении, поддержал в полном объеме, решение суда просил в обжалуемой части просил отменить и принять новое решение. Представитель администрации г. Свободного, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационного представления, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что в ходе проведённой в мае 2011 года Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в г.Свободном водоотведение сточных (канализационных) вод, хозяйственно-бытового происхождения, образованных от жилого фонда (населения города), социальной и производственной сферы, осуществляется по городским канализационным сетям в поверхностные водные объекты посредством следующих выпусков. Из выпуска «Северный» в р. Ключевую, в объёме - 343,6 куб.м./сут., (125,4 тыс.куб.м/год), после прохождения через очистные сооружения механической очистки производительностью по проекту 1400 куб.м/сутки. Фактически эксплуатируется две КУ (компактная установка) по 200 куб.м. В состав очистных входят: приемный колодец с ручной решеткой; водоизмерительный лоток; распределительная камера, компактные установки КУ-200; биологический аэрируемый пруд; контактный резервуар; иловые площадки, станция перекачки; производственное здание (воздуходувная-насосная станция). После очистных сооружений, недостаточно очищенные сточные воды, сбрасываются в реку Ключевая. По данным результатов КХА сточных вод, содержание загрязняющих веществ превышает допустимые нормы по БПК-5 взвешенным веществам, ионам аммония, фосфатам, нитратам, железу. Из выпуска «ЖБИ» в р. Ключевую, в объеме -172,05 куб.м/сут., (62,8 тыс. куб.м./год), без очистки. Сточные воды не поступают на очистные сооружения механической очистки мощностью - 400 куб./сут, которые находятся в нерабочем состоянии, сбрасываются в залинейной части города на прямую без очистки, из канализационной трубы в реку Ключевая. По данным результатов КХА сточных вод, содержание загрязняющих ингредиентов превышает допустимые нормы по взвешенным веществам, ионам аммонии, ВПК 5, фенолам, жирам, фосфатам, железу. Из выпуска «Городской» в р. Зея без очистки, в объёме 2831,5 куб.м./сут. (1033,5 тыс.куб.м./год). Неочищенные сточные воды сбрасываются в черте города на дно оврага из канализационной трубы, расположенной в верхней части оврага на высоте 3 метров, далее вниз по оврагу, затем по трубе через дорогу, в установившееся естественное водное русло по пойменной части, до р. Зея. По данным результатов КХА сточных вод, содержание загрязняющих ингредиентов превышает допустимые нормы по взвешенным веществам, ионам аммония, ВПК 5, фенолам, жирам, фосфатам, железу, нефтепродуктам, САПАВ. Из выпуска «Торговый порт» в р. Зея, в объёме 86 куб.м./сут., (31,4 тыс.куб.м./год), неочищенные сточные воды, после прохождения через очистные сооружения механической очистки (приемная камера, отстойники). Очистные сооружения, мощностью 400 куб.м. работают в ненормативном режиме, биологическая очистка не проводится. По данным результатов КХА сточных вод, содержание загрязняющих ингредиентов превышает допустимые нормы по извещенным веществам, ионам аммония, ВПК 5. Из выпуска «Дубовка» в р.Сухой, в объёме-89,3 куб.м./сут., (32,6 тыс.куб.м./год), после прохождения через очистные сооружения биологической очистки, мощностью 200 куб.м./сут. В состав очистных сооружений входят: приемная камера, аэротенки, отстойники, контактный резервуар, хлораторная, воздуходувка, фильтры доочистки. Качество недостаточно очищенных сточных вод характеризуются результатами анализов по БПК5 - 95-96%, по взвешенным веществам 73-92%. Содержание загрязняющих ингредиентов превышает допустимые нормы по ионам аммония, нитратам, фосфатам, железу. Из выпуска ст. «Михайло-Чесноковская» в р.Зея в объёме 1000 куб.м./сут., без очистки. Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии, несущие конструкции разрушены, сточные воды не поступают на очистные сооружения. По данным результатов КХА сточных вод, содержание загрязняющих ингредиентов превышает допустимые нормы по ионам аммония, ВПК 5, фенолам, жирам, фосфатам. Перечисленные очистные сооружения являются собственностью муниципального образования город Свободный и по договору аренды № от 01 декабря 2008 года, заключенным с Управлением по использованию муниципальным имуществом и землепользованию администрации г.Свободного, переданы в пользование МУП «Водоканал». Проектная и техническая документация на очистные сооружения по выпускам «ЖБИ», «Северный», «Городской», «Торговый порт» и «пос. Дубовка», отсутствует. Имеющиеся очистные сооружения на выпусках «Северный», «Дубовка» работают, однако в силу большого срока их эксплуатации, и как следствие изношенности, не выполняют своё назначение, нормативная очистка сточных вод не производится. По остальным выпускам очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды без очистки сбрасываются в водные объекты - рек Зея, Ключевая и ручей Сухой, относящиеся к федеральной собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами, которые приведены в судебном решении, где им дана надлежащая оценка в их совокупности. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьёй 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Положениями ст. 51 Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 12 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. В силу ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Статьей 60 ВК РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Положениями п. 3.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22 июня 2000 года, установлено, что водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов. Суд первой инстанции установив, что очистные сооружения по выпускам «ЖБИ», «Северный», «Городской», «Торговый порт» и «пос. Дубовка», не выполняют своё назначение, проектная и техническая документация на указанные сооружения отсутствует, удовлетворил требования прокурора в части возложения на администрацию г. Свободного обязанности организации разработки проектно-сметной документации по водоотведению в границах муниципального образования город Свободный. В остальной части в удовлетворении требований прокурору отказал, мотивируя тем, что суд лишён возможности установить, какие виды работ на очистных сооружениях могут привести к очистке сбрасываемых сточных вод в реку Зея, реку Ключевая, ручей Сухой, до установленных нормативов и кто из юридических лиц обязан по закону производить такие работы. Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции, основанный на неверном толковании норм материального права, а доводы кассационного представления заслуживающими внимания. В силу ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация водоотведения в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация утилизации и переработки ботовых и промышленных отходов. Согласно п.7 ст.1 ВК РФ водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Пунктом 2 ст.2 ст.11 ВК РФ установлено, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водный объект является одним из видов пользования таким водным объектом. Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 13 устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 этого же Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из анализа приведённых норм права следует, что очистка вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования, до установленных законодательством нормативов в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты, является составной частью процесса водоотведения, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь соответствует полномочиям органов местного самоуправления городского округа. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, вложенных на него законом по организации водоотведения и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Непринятие администрацией г.Свободного мер к отчистке сточных вод противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закреплённое и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными доводы, приведённые в кассационном представлении о том, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права. Судебная коллегия находит подлежащим отмене решение Свободненского городского суда от 30 сентября 2011 года в части отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований и, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, полагает возможным принять новое решение, об удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Свободненского городского суда от 30 сентября 2011 года в части отказа в удовлетворении заявленных Амурским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований отменить, принять в этой части новое решение. Признать незаконным бездействие администрации г. Свободного по непринятию мер к очистке сточных вод по выходящих из выпусков: «Северный», «ЖБИ», «Городской», «Торговый порт» и «посёлок Дубовка». Обязать администрацию г. Свободного до 1 августа 2013 года по выпускам «Северный», «пос. Дубовка», «ЖБИ» и «Торговый порт» организовать проведение реконструкции очистных сооружений, обеспечивающей нормативную очистку сточных вод в соответствии с требованиями СанПиНа и Водного кодекса РФ, по выпуску «Городской» произвести переподключение городского канализационного коллектора из выпуска, на очистные сооружения «Автозапчасть» в полном объёме. В остальной части решение Свободненского городского суда от 30 сентября 2011 года оставить без изменения. Председательствующий: Судьи коллегии: