Дело № 33-5252/11 Докладчик Косарев Е.Н. Судья Потапов А.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕИЕ 09 ноября 2011 года г. Благовещенск Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего Загоруйко Л.В., судей коллегии: Косарева Е.Н., Шандаринской Т.А., секретаря судебного заседания Перепелициной Л.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы Мазановского района Пивень М.П. на решение Мазановского районного суда от 27 сентября 2011 года, которым на администрацию Мазановского района возложена обязанность до 10 декабря 2011 года обеспечить наличие котельных, расположенных в с. Красноярово, с. Угловое, с. Сапроново, с. Таскино, с. Дмитриевка и с. Раздольное Мазановского района резервными источниками электроэненргии. Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., представителя главы Мазановского района Чернышовой О.А., представителя третьего лица Ткаченко Н.М., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Мазановского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Мазановского района о возложении обязанности обеспечить резервными источниками энергоснабжения котельные. В обоснование требований указал, что В обосновании своих требовании указал, что в собственности муниципального образования «Мазановский район» имеется 9 котельных, расположенных в 6 населенных пунктах, а именно: с.Красноярово, Мазановского района, ул. Школьная, 20, с.Красноярово, Мазановского района, пер. Больничный, 9, с.Угловое, Мазановского района, ул. Центральная, 27, с.Угловое, Мазановского района, ул. Цветочная, 2, с. Сапроново, Мазановского района, пер. Больничный, 1, с. Сапроново, Мазановского района, пер. Школьный, 14, с. Таскино, Мазановского района, ул. Советская, 65, с. Дмитриевка, Мазановского района, пер. Школьный, 1а, с. Раздольное, Мазановского района, ул. Амурская, 15. Указанные котельные не обеспечены резервными источниками электропитания, что в период отопительного сезона 2011-2012 годов с учетом климатических условий района может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации. Указанные котельные принадлежат на праве собственности администрации Мазановского района. Постановлением главы администрации Мазановского района от 20.08.2009 г. №, за МУМП «Топливное» на праве хозяйственного ведения было закреплено муниципальное имущество, в том числе котельные в с.Красноярово, с.Угловое, с. Сапроново, с. Таскино, с. Дмитриевка, с. Раздольное Мазановского района. Резервные источники энергоснабжения на котельных в указанных населенных пунктах Мазановского района отсутствуют, что способно привести к негативным последствиям в условиях ограниченного режима электроснабжения, нарушить нормативы предоставления в социально значимые объекты коммунальных услуг надлежащего качества и в заданных объемах, создать предпосылки для возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации техногенного характера. В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Мазановского района, на котельных района, обслуживаемых теплоснабжающей организацией МУМП «Топливное» имеется всего 10 резервных источников энергоснабжения, 5 из которых находится в с. Новокиевский Увал и 5 в населенных пунктах района. Отсутствие на котельных Мазановского района резервных источников энергоснабжения наносит существенный вред правам и охраняемым законом интересам неопределённого круга лиц в период отопительного сезона 2011/12 гг., что в условиях крайне низких температур воздуха может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса теплоснабжения населения, а также нарушение нормальной жизнедеятельности значительного числа граждан. Прокурор просил суд незамедлительно, со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Мазановского района обеспечить котельные, расположенные в с. Красноярово, с. Угловое, с. Сапроново, с. Таскино, с. Дмитриевка и с. Раздольное резервными источниками электроэненргии. Представитель администрации Мазановского района исковые требования прокурора не признал, пояснив, что незамедлительно обеспечить их резервными источниками питания администрация не может. Бюджет района высокодатационный. Вопрос о приобретении дополнительных источников энергоснабжения будет решен при принятия бюджета района на 2012 год. В письменном отзыве на иск прокурора глава района просил в иске прокурору отказать, указав, что соответствии с пунктом 113 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. Для организации электроснабжения в период аварийных ситуаций в районе имеется 5 передвижных дизельных электростанций (ДЭС-60) и 5 стационарных. В приказе Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 нет указаний на обязательное наличие в котельных резервных источников питания, но допускается возможность перерыва электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. В случае возникновения аварийной ситуации, оперативная бригада, созданная в МУМП «Топливное», выезжает на место с передвижными дизельными электростанциями, которые размещены в разных населенных пунктах так, чтобы для их перевоза затрачивалось минимум времени. При составлении проекта бюджета в 2012 году планируется приобретение недостающих дизельных электростанций. Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований, директор Мазановского МУМП «Топливное» пояснила, что указанные в исковом заявлении котельные переданы администрацией района на право хозяйственного владения в МУМП «Топливное». Котельные не обеспечены дополнительными источниками энергоснабжения. Котельная, расположенная в с. Угловое по ул. Цветочная д.2 не действует, подача теплоснабжения в этом населенном пункте обеспечивается котельной расположенной по ул. Центральная д.27. Суд принял указанное решение. В кассационной жалобе глава Мазановского района просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование отмены решения суда он указал, что суд неправильно применил нормы материального права, удовлетворив иск прокурора, поскольку не исследовал Договор энергоснабжения от 21 августа 2008 года №; принял неисполнимое решение, указав строк его исполнения до 10 декабря 2011 года, что противоречит ст.83 БК РФ, поскольку бюджет на 2011 год принят и не может быть изменён. В возражениях на кассационную жалобу прокурор считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения. В суде кассационной инстанции представитель главы администрации Мазановского района и третьего лица МУМП «Топливное» доводы, приведённые в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, решение суда просили отменить. Прокурор, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационного представления, в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования «Мазановский район» имеется 9 котельных, расположенных в 6 населенных пунктах. Постановлением главы администрации Мазановского района от 20 августа 2009 года № за МУМП «Топливное» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе котельные в с. Красноярово, с.Угловое, с. Сапроново, с. Таскино, с. Дмитриевка, с. Раздольное Мазановского района. Резервные источники энергоснабжения на котельных в указанных населенных пунктах отсутствуют. В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Мазановского района, на котельных района, обслуживаемых теплоснабжающей организацией МУМП «Топливное» имеется всего 10 резервных источников энергоснабжения, 5 из которых находится в с. Новокиевский Увал и 5 в населенных пунктах района. В соответствие со ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ, к основным вопросам местного значения в сфере теплоснабжения отнесено: обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер в случае невыполнения (или отказа от выполнения) теплоснабжающими, теплосетевыми организациями или исполнителями коммунальных услуг своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения; разработка, утверждение и актуализация схемы теплоснабжения, которая является частью программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования, так как развитие систем теплоснабжения и распределение тепловой нагрузки осуществляется на основе схемы теплоснабжения (ст.23); согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (ст.21); осуществление контроля за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду (ст.20). Однако указанная норма не содержит императивного предписания органу местного самоуправления устанавливать в котельных теплоснабжающей организации, расположенных на территории поселения, резервные источники электрического питания, а определяет лишь зону ответственности. Не содержится такого требования и в Федеральном законе №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно п.112 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530 (в ред. от 06.05.2011), качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями. В соответствие с п.113 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе срок восстановления энергоснабжения. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. 21 августа 2008 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Свободненское отделение филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» – «Гарантирующий поставщик» (Сетевая организация) и МУМП «Топливное» – «Покупатель» заключили договор энергоснабжения №, согласно которому Сетевая организация обязалась оказывать услуги по передаче электрической энергии, а Покупатель производить её оплату и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии. Пунктом 3.1.36 указанного договора (ред. от 22.04.2009) предусмотрена ответственность Покупателя (МУМП «Топливное») обеспечить за свой счёт установку и поддержание в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введения ограничения потребления электрической энергии резервного источника питания в соответствии с Правилами устройства электроустановок для энергопринимающих устройств Покупателя, соответствующих первой и второй категории надёжности, либо возместить Территориальной сетевой организации (ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Свободненское отделение филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт») стоимость установки и монтажа резервного источника питания, установленного в интересах Покупателя. Участие представителя Территориальной сетевой организации и Ростехнадзора при проверке соответствия категории надёжности Покупателя обязательно. В случае невыполнения покупателем указанного требования территориальная сетевая организация не несёт ответственности за нарушение условия о категории надёжности по договору. Однако суд первой инстанции не исследовал вопрос о категории надёжности котельных теплоснабжающей организации для которых необходимо обязательное наличие резервного источника электроснабжения. Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции возлагая обязанность на администрацию Мазановского района суд, не исследовав вопрос об исполнимости принятого судом решения в части установления срока обеспечения котельных района резервными источниками электроэнергии в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района. Поскольку, в силу ч.2 ст.83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции допустил нарушения процессуальных норм, не определив обстоятельства, имеющие значение для дела в полном объёме, и не исследовав вопрос о надлежащем ответчике по настоящему делу. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в тот суд со стадии подготовки дела к рассмотрению. При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, распределить между сторонами бремя доказывания, правильно применив нормы материального и процессуального права разрешить спор по существу. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Мазановского районного суда от 27 сентября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. Председательствующий Судьи коллегии