Дело № 33 –5600/11 Судья первой инстанции Докладчик: Будкова Т.Н. Матюханова Н.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Председательствующего: Будковой Т.Н., судей коллегии: Гончарук И.А., Калиниченко Т.В., при секретаре: Добиже Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заместителя начальника УФК по Амурской области Мясниковой О.ВФ и кассационной жалобе заместителя Председателя Правления Пенсионного фонда РФ Елистратова Н.В. на решение Благовещенского городского суда от 12 октября 2011 года. Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., судебная коллегия Корчагин Н.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего Корчагина Л.Н., обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Пенсионному фонду РФ, ГУ-УПФ РФ в г.Благовещенске о признании незаконным действий по отказу в софинансировании, обязании произвести софинансирование пенсионных накоплений. В обоснование своих требований указал, что 28 октября 2010 года он обратился в УПФ РФ в г.Благовещенске в интересах своего ребенка – Корчагина Л.Н. с заявлением для получения права на государственное софинансирование пенсии, предъявив при этом необходимые документы. Ему было выдано уведомление, в соответствии с которым его сын является участником Программы государственного софинансирования пенсии с 28 октября 2010 года. В связи с этим, в 2010 году истцом были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в бюджет Пенсионного фонда РФ через кредитную организацию на индивидуальный лицевой счет Корчагина Л.Н. Ответчики свои обязательства по перечислению денежных средств на софинансирование пенсионных накоплений в размере 12000 рублей не исполнили. 13 июля 2011 года он обратился в пенсионный фонд Амурской области по поводу софинансирования, на что был дан устный отказ со ссылкой на то, что участниками Программы могут быть граждане, достигшие четырнадцатилетнего возраста. С учетом уточненных исковых требований просил суд признать действия Пенсионного фонда РФ по отказу в софинансировании пенсионных накоплений за счет средств федерального бюджета застрахованного лица Корчагина Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ незаконными; обязать Пенсионный фонд РФ направить в Министерство финансов РФ заявку о переводе из федерального бюджета денежных средств в сумме 12000 рублей для софинансирования формирования пенсионных накоплений, и после поступления денежных средств из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ незамедлительно зачислить данную сумму на индивидуальный лицевой счет № застрахованного лица Корчагина Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения; обязать Министерство финансов РФ в установленный законом 10-дневный срок после заявки Пенсионного фонда РФ произвести софинансирование пенсионных накоплений застрахованного лица Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, за счет средств федерального бюджета в сумме 12000 рублей и перечислить в соответствии с бюджетным законодательством РФ данную сумму из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ. Определением суда производство по делу в части исковых требований Корчагина Н.Н. к УПФ РФ в г.Благовещенске о признании незаконными действия УПФ РФ в г.Благовещенске по отказу в перечислении денежных средств на софинансирование пенсионных накоплений Корчагина Л.Н. в сумме 12000 рублей прекращено. В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал. Представители Пенсионного фонда РФ возражали против заявленных требований, просили суд в удовлетворении иска отказать, пояснив, что ФЗ РФ № 56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» неразрывно связан с законом о трудовых пенсиях, но поскольку ребенок мал, данное обстоятельство должно иметь место при наличии оснвоаний, которые будут способствовать уходу на пенсию или получению трудовой пенсии данного гражданина. В соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», право лиц на софинансирование пенсионных накоплений реализуется при соблюдении положений ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указано, что эти обстоятельства должны наступить при наличии пенсионного возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин или при наличии обстоятельств, позволяющих гражданам получить трудовую пенсию ранее. Решением суда исковые требования Корчагина Н.Н. удовлетворены. Судом признаны незаконными действия Пенсионного фонда РФ по отказу в софинансировании пенсионных накоплений за счет средств федерального бюджета застрахованного лица – Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения. На ПФ РФ возложена обязанность направить заявку о переводе из федерального бюджета денежных средств в сумме 12000 руб. для софинансирования формирования пенсионных накоплений, после поступления денежных средств из федерального бюджета РФ в бюджет Пенсионного фонда РФ зачислить 12000 руб. на индивидуальный счет № застрахованного лица Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения. На Министерство финансов РФ возложена обязанность в десятидневный срок после получения заявки Пенсионного фонда РФ произвести софинансирование пенсионных накоплений застрахованного лица Корчагина Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения, за счет средств Федерального бюджета в сумме 12000 рублей, перечислить 12000 руб. из Федерального бюджета РФ в бюджет Пенсионного фонда РФ. В кассационной жалобе УФК по Амурской области с решением суда не согласно. Считает, что судом неправильно применен материальный закон. При рассмотрении спора суд руководствовался исключительно нормами ФЗ РФ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 № 56-ФЗ. В соответствии с ФЗ РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дети не отнесены к категории застрахованных лиц, которые поименованы в ст. 7 данного закона. В основе правоотношений, регулируемых Федеральными законами № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лежит страхование риска утраченного заработка, получаемых гражданином до установления трудовой пенсии. Федеральный закон № 56-ФЗ должен быть применим к рассматриваемым правоотношениям в совокупности с порядком установления трудовых пенсий. Права Корчагина Л.Н. не были нарушены ни Пенсионным Фондом РФ, ни Министерством финансов РФ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В кассационной жалобе Пенсионный фонд Российской Федерации с решением суда не согласен. Считает, что судом неправильно применен материальный закон. Статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 –ФЗ установлены нормы, определяющие порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и порядок уплаты страховых взносов. При этом механизмы реализации прав лиц, вступающих в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, и лиц, вступающих в добровольные отношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, различны. Уплата страховых взносов физическим лицом за другое лицо возможна только в размере, определяемом из стоимости страхового года. Действиями Пенсионного фонда Российской Федерации права и законные интересы Корчагина Л.Н. не нарушаются. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии Корчагина Л.Н. принято и рассмотрено территориальным органом ПФР, в связи с тем, что законодательство РФ не содержит норм, препятствующих вступлению несовершеннолетних в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Корчагиным Н.Н. в 2010 году осуществлена уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за Корчагина Л.Н. в размере <данные изъяты> руб. которые отражены в специальной части индивидуального лицевого счета Корчагина Л.Н., о чем свидетельствует краткая выписка из специальной части его индивидуального лицевого счета. С учетом норм действующего законодательства суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченные Корчагиным Н.Н. в 2010 году за Корчагина Л.Н., не были включены в Заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в 2011 году на них не получена государственная поддержка. Просит решение суда отменить в удовлетворении исковых требований отказать. Стороны в судебное заседание коллегии не явились, о рассмотрении дела извещены, их неявка в силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела. Проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства финансов РФ по отказу в софинансировании пенсионных накоплений за счет средств федерального бюджета застрахованного лица Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются незаконными, поскольку застрахованное лицо в системе обязательного пенсионного страхования Корчагин Л.Н. имеет право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции основанным на неправильном толковании и применении норм законодательства, которыми регулируется порядок установления трудовых пенсий. Как следует из материалов дела, 28 октября 2010 года истец, действуя в интересах несовершеннолетнего ребенка Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился с заявлением в УПФ РФ в г.Благовещенске о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов. Из выписки из специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Корчагин Л.Н. является участником Программы в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Но выше указанные обстоятельства в силу действующего законодательства не дают несовершеннолетнему Корчагину Л.Н. право на софинансирование накопительной части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета, поскольку он не является субъектом этих правоотношений. Требования истца направлены на оспаривание отказа в предоставлении государственной поддержки его несовершеннолетнему сыну, на лицевой счет которого им перечисляются денежные средства в целях формирования накопительной части трудовой пенсии. Соглашаясь с требованиями истца, суд не учел, что в соответствии со ст.12 ФЗ РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" государственная поддержка формирования пенсионных накоплений оказывается застрахованным лицам, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - это индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.ст.2 и 12 указанного закона государственная поддержка формирования пенсионных накоплений - это взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены этим Законом. Государственная поддержка формирования дополнительных пенсионных накоплений физических лиц производится исключительно за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Статья 12 Закона № 56-ФЗ определяет круг лиц, которые вправе претендовать на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в рамках государственной программы софинансирования, реализуемой в рамках Закона. Данная норма устанавливает право на получение государственной поддержки только тех застрахованных лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованным лицом в целях реализации Закона № 56-ФЗ (ст.2 Закона) является лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Основными признаки застрахованного лица является добровольность вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и активное волеизъявление субъекта на возникновение правоотношений по дополнительному финансированию пенсионных накоплений. При этом волеизъявление субъекта должно быть направлено именно на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а не на формирование дополнительного пенсионного обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ. Норма ст.2 Закона № 56-ФЗ является отсылочной, поскольку она определяет, что в целях реализации Закона № 56-ФЗ субъект может считаться застрахованным лицом только в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ. Таким образом, статус застрахованного лица, на которое распространяется действие Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и которому будет гарантироваться государственная поддержка формирования пенсионных накоплений (софинансирование), должен определяться в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федеральным законом РФ от 24.07.2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Лицами, подпадающими под обязательное пенсионное страхование, в силу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом. Из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что Корчагин Л.Н., в интересах которого заявлен иск, является малолетним - ДД.ММ.ГГГГ рождения, и в силу возраста он не может быть отнесен к категории лиц, указанных в ст. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а именно, к застрахованным лицам, подпадающим под действие данного закона. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Статьей 5 ФЗ № 173 в частности установлено, что трудовая пенсия по старости может состоять из страховой части и накопительной части. В статье 8 Федерального закона № 167 определено, что страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательное пенсионное страхование направлено на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер (ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ). В основе правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ и Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лежит страхование риска утраты заработка, получаемых гражданином до установления трудовой пенсии. Поскольку Корчагин Л.Н. в силу возраста не может иметь самостоятельный заработок, то он не может претерпевать и риск утраты этого заработка. Судебная коллегия полагает, что Корчагин Л.Н. не может быть субъектом и правоотношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений по ФЗ РФ от 24июля2002года N111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», поскольку субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются застрахованные лица, отвечающие в совокупности двум условиям: на них распространяется обязательное пенсионное страхование и за эти лица уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. На несовершеннолетнего Корчагина Л.Н. обязательное пенсионное страхование, как указывалось выше, не распространяется. Таким образом, положения Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" основаны на добровольном характере вступления в правоотношения по обязательному страхованию, и на том, что денежные средства, добровольно уплачиваемые застрахованным лицом на накопительную часть трудовой пенсии, являются его собственностью, а средства государственной поддержки формирования пенсионных накоплений носят строго целевой характер и предназначены для стимулирования добровольных отчислений застрахованного лица. В правоотношения по обязательности пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии граждане вступают добровольно, самостоятельно принимая такое решение на основании действующего правового регулирования. Судебная коллегия полагает, что отсутствие в силу возраста у несовершеннолетнего Корчагина Л.Н. волеизъявления (добровольности) вступления в правоотношения по обязательному страхованию и принадлежность ему денежных средств, добровольно уплачиваемых на накопительную часть трудовой пенсии, не гарантирует ему государственную поддержку формирования пенсионных накоплений. Само по себе внесение истцом в интересах несовершеннолетнего сына денежных средств на формирование накопительной части трудовой пенсии не порождает у государства обязанности по софинансированию этой части пенсии. На основании изложенного, несовершеннолетний Корчагин Л.Н. до возникновения отношений по обязательному пенсионному страхованию не может являться участником программы государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. При таких обстоятельствах выводы суда о признании незаконными действий Пенсионного фонда Российской Федерации по отказу в софинансировании пенсионных накоплений за счет средств федерального бюджета застрахованного лица Корчагина Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и возложение обязанности на Министерство финансов РФ произвести софинансирование пенсионных накоплений судебная коллегия находит не соответствующими закону, и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанций в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное решение и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение от отказе в удовлетворении исковых требований Корчагину Н.Н., заявившему исковые требования в интересах несовершеннолетнего Корчагина Л.Н. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Благовещенского городского суда от 12 октября 2011 года отменить, по делу принять новое решение. В удовлетворении исковых требований Корчагину Н.Н., действовавшему в интересах Корчагина Л.Н., к Министерству финансов РФ, Пенсионному фонду РФ о признании незаконным действий по отказу в софинансировании, обязании произвести софинансирование пенсионных накоплений – отказать. Председательствующий: Судьи коллегии: