О предоставлении жилого помещения по договору соцнайма



Дело № 33-5317/11

Докладчик Косарев Е.Н. Судья Семков В.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2011 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Шандаринской Т.А.,

судей коллегии Косарева Е.Н., Маньковой В.Э.,

секретаря судебного заседания Добиже Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации Сковородинского района Бабинцевой Е.С. на решение Сковородинского районного суда от 6 сентября 2011 года, которым

на администрацию Сковородинского района возложена обязанность, в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, предоставить Кривошеевой Н.И. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, по установленным нормам, по договору социального найма.

Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сковородинского района, действуя в интересах Кривошеевой Н.И., обратился с суд с иском к администрации Сковородинского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований он указал, что Кривошеева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сиротой, решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать С. лишена родительских прав, отец И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы города Сковородино от 9 марта 2006 года за Кривошеевой Н.И. закреплена жилая площадь <адрес>. 21 апреля 2011 года данный дом межведомственной комиссией признан непригодным для проживания. В силу абз.2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. До настоящего времени ответчиком жилье не предоставлено.

Прокурор просил суд обязать орган местного самоуправления в лице администрации Сковородинского района предоставить Кривошеевой Н.И. в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Сковородино, по установленным нормам.

Кривошеева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнив, что в 2009 году она закончила обучение в училище, и стала проживать в летней кухне <адрес>, в настоящее время состояние дома непригодно для проживания, в кухне нет печи, а у неё малолетний ребёнок. Другого жилья она не имеет.

Представитель ответчика - администрации Сковородинского района в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указав, что администрация района в настоящее время предоставить Кривошеевой Н.И. жилое помещение не имеет возможности. Выделение субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, не имеющих закреплённого жилого помещения на 2011 год району не предусмотрено, а свободного жилого фонда в администрации нет. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица отдела образования Сковородинского района возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Кривошеева Н.И. не относится к категории лиц, имеющих право на получение жилья по дополнительным гарантиям как лицо, оставшееся без попечения родителей, поскольку за ней была закреплена жилая площадь. На момент обращения Кривошеевой Н.И. в отдел образования по вопросу предоставления другого помещения, соответствующие акты межведомственной комиссии к ним не поступали. Дом признан ветхим после достижения Кривошеевой Н.И. совершеннолетия.

Представители третьих лиц - министерства образования и науки по Амурской области, министерства финансов Амурской области и министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явились. Согласно отзыву на иск министерство образования и науки по Амурской области считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд принял названное решение.

В кассационной жалобе представителем администрации Сковородинского района Бабинцевой Е.С. ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, указывает, что к вопросам местного значения муниципального района не отнесены полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Настаивает, что предоставление жилых помещений возможно только после поступления средств субвенций, в их отсутствие администрация района не имеет объективной возможности добровольно исполнить решение суда, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд неправомерно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчиков министерство образования и науки по Амурской области, министерство финансов Амурской области и министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурор Сковородинского района Смакула С.В. приводит доводы о законности и обоснованности принятого решения, просит оставить его без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли, о рассмотрении дела извещены, их неявка в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Кривошеева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать С. решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец - И. умер ДД.ММ.ГГГГ. С. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В 2009 году Кривошеева Н.И. закончила обучение <адрес>.

Постановлением главы г.Сковородино от 9 марта 2006 года за ней была закреплена жилая площадь <адрес>, однако актом межведомственной жилищной комиссии Сковородинского района от 21 апреля 2011 года указанный дом признан непригодным для дальнейшего проживания. Постановлением заместителя главы г. Сковородино от 15 июля 2011 года постановление главы г. Сковородино от 9 марта 2006 года признано утратившим силу.

Постановлением заместителя главы города Сковородино от 15 июля 2011 года Кривошеева Н.И. признана нуждающейся в жилье как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кривошеева Н.И. внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.

До настоящего времени жилое помещение Кривошеевой Н.И. не предоставлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно руководствовался нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии со статьёй 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Право на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма указанной категории граждан закреплено и в пункте 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Дав системное толкование приведённым нормам материального права, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что требования истца, предъявленные к органу местного самоуправления, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данная категория граждан однократно обеспечивается органами местного самоуправления по месту жительства за счёт средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определённом губернатором области.

Из статьи 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 3 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 года N 113 установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приёмную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от 4 мая 2009 года N 222.

В соответствии с пунктом 9 названного Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.

Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счёт средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления. Согласно п. 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утв. постановлением губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года №222, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. Кроме того, в силу ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Кривошеевой Н.И. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Процессуальное положение министерства образования и науки по Амурской области, министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и министерства финансов Амурской области в качестве третьих лиц судом первой инстанции определено верно, и соответствует требованиям процессуального законодательства, в том числе статье 43 ГПК РФ.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

В кассационной жалобе не содержится доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности решения суда.

Нарушений норм процессуального, либо материального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебная коллегия также не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сковородинского районного суда от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации Сковородинского района Бабинцевой Е.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: