О признании незаконным бездействия по несоблюдению законодательства о защите прав потребителей и законодательства о социальной защите инвалидов и понуждении устранению нарушений



Дело № 33-5918 / 11

Докладчик: Будкова Т.Н. Судья: Мельник Е.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2011 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда

в составе:

Председательствующего: Будковой Т.Н.,

Судей коллегии: Бушманова А.П., Калиниченко Т.В.,

При секретаре Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ОАО «РЖД» на решение Магдагачинского районного суда от 12 октября 2011 года.

Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., пояснения представителя ОАО «РЖД» Копьевой А.В., действующей на основании доверенности от 11.10.2011г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сковородинский транспортный прокурор Амурской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия по несоблюдению законодательства о защите прав потребителей и законодательства о социальной защите инвалидов и понуждении к устранению нарушений, указывая на то обстоятельство, что Сковородинской транспортной прокуратурой во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 28.06.2011 № 7-12-2011 проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов по созданию условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом в сфере безопасности движения по содержанию железнодорожных переездов ОАО «РЖД» в здании железнодорожного вокзала станции Магдагачи Забайкальской железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Проверкой установлено, что на железнодорожном вокзале станции Магдагачи отсутствуют переносные рампы и передвижные подъемники для посадки инвали­дов в коляске с платформы в вагоны поездов. Отсутствие на железнодорожном вокзале станции Магдагачи переносных рамп и передвижных подъемников для посадки с плат­формы в вагон инвалидов - колясочников лишает последних конституционного права на сво­бодное передвижение и выбор места пребывания. Вокзал станции Магдагачи является ме­стом массового пребывания людей, по станции Магдагачи делают остановку 15 пар пригородных и пассажирских поездов, в связи с чем круг лиц, чьи права могут быть нарушены бездействием ОАО «РЖД» определить невозможно. На основании изложенного просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившее­ся в непринятии мер по приведению в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте железнодорожного вокзала станции Магдагачи в части обеспечения беспрепятст­венного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов; обязать ОАО «РЖД» привести в соответствие с требованиями Санитарных правил по организа­ции пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте здание вокзала стан­ции Магдагачи: обеспечить вокзал станции Магдагачи переносными рампами и пе­редвижными подъемниками для посадки инвалидов в коляске с платформы в вагон поезда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.

Представитель ОАО «РЖД» с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что бездействий со стороны ОАО «РЖД» нет, поскольку ответчик максимально обеспечивает беспрепятственное получение услуг инвалидами

Решением суда исковые требования Сковородинского транспортного прокурора Амурской области, заявленные им в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия по несоблюдению законодательства о защите прав потребителей и законодательства о социальной защите инвалидов и понуждении к устранению нарушений удовлетворены.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» с решением суда не согласно. Считает, что судом неправильно применен материальный закон. ОАО «РЖД» разработало «Технологию резервирования мест и организации перевозки пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению в пассажирских вагонах с купе для инвалидов, курсирующих в поездах дальнего следования». В данных разработках подробно описаны действия работников ОАО «РЖД» при обращении инвалидов за услугами, предоставляемыми на железнодорожном транспорте. В настоящее время в составы пассажирских поездов, курсирующих по российским железным дорогам, включены специальные вагоны с подъемниками. Информация по оборудованию таких вагонов специальным оборудованием и устройствами представлены. Ответчик соблюдает требования законодательства о защите прав потребителей, законодательства о социальной защите инвалидов и создает для всех категории граждан максимальные условия для беспрепятственного получения услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте. В исковом заявлении не указано, в чем именно нарушаются права. суд не обратил внимание, что расходы на проведение мероприятий в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к передвижению осуществляются за счет средств, выделяемых ОАО «РЖД» в соответствии с инвестиционной программой в рамках утвержденного бюджета ОАО «РЖД. Суд не принял во внимание, что исполнить решение суда в короткий срок не представляется возможным, поскольку приобретение передвижных подъемников, переносных рамп предполагает проведение длительной и законодательной процедуры увеличения уставного капитала ОАО «РЖД», осуществление указанных мероприятий требует значительных затрат. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В заседании судебной коллегии представитель ОАО «РЖД» поддержала кассационную жалобу.

Проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что ОАО «РЖД» не принимаются меры по приведению в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте железнодорожного вокзала станции Магдагачи по обеспечению железнодорожного вокзала ст. Магдагачи передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов в коляске с платформы в вагон поезда. Бездействие ответчика по непринятию указанных мер влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов, поскольку на железнодорожном вокзале ст. Магдагачи отсутствуют переносные рампы и передвижные подъемники для посадки инвалидов в коляске с платформы в вагоны поездов.

Выводы суда верны, но только в той части, что инвалидам должен быть обеспечен доступ к железнодорожным перевозкам на станции. Но судебная коллегия полагает, что избранный прокурором способ защиты не основан на действующих правилах по организации пассажирских перевозок. Доводы кассационной жалобы ответчика судебная коллегия находит состоятельными.

Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются...

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно п. 3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

В силу п. 3.2.7 Правил, посадочные перроны, платформы вокзалов и остановочных пунктов должны содержаться в чистоте и иметь урны для сбора мусора. Количество устанавливаемых урн и их размещение зависит от уровня пассажиропотока и согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Очистка урн от мусора проводится по мере их заполнения.

В период посадки и высадки пассажиров движение по перронам автотранспорта запрещается. Перевозку багажа и других грузов следует производить электрокарами, а посадку в вагон инвалидов на коляске - мобильными подъемниками с электромоторным оборудованием.

Согласно ст. 12. Федерального закона РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Таким образом, из изложенного следует, что приведенные выше положения Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 содержат в себе требования, предъявляемые к устройству и оборудованию основных пассажирских помещений наземных и подземных вокзалов. Указанными нормами предусмотрено создание необходимых условий для групп маломобильных граждан при изготовлении образцов пассажирского подвижного состава, модернизации существующих типов либо при сертификации стационарных объектов, подвижного состава железнодорожного транспорта.

Удовлетворяя требования Сковородинского транспортного прокурора суд первой инстанции не учел, что действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12) по отношению к уже построенным стационарным объектам. Данные нормы должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных стационарных объектов. Между тем, вокзал на ст. Магдагачи был построен до введения в действие СП 2.5.1198-03, следовательно, применение положения указанных Правил к обозначенному объекту недопустимо.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как не отвечающее требованиям законности и обоснованности. Имеющиеся материалы дела позволяют судебной коллегии, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Магдагачинского районного суда от 12 октября 2011 года отменить, по делу принять новое решение.

В удовлетворении требований Сковородинскому транспортному прокурору Амурской области к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия по несоблюдению законодательства о защите прав потребителей и законодательства о социальной защите инвалидов и понуждении к устранению нарушений – отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии: