О признании незаконным бездействие органов местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Амга 23 сентября 2010 года

Амгинский районный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Будурусовой С.П., при секретаре Федоровой Е.В., с участием и.о. прокурора Амгинского района Муксунова С.П., представителя администрации МР «Амгинский улус)район)» по доверенности Аргуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Амгинского района к администрации муниципального района «Амгинский улус(район)» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, и обязании к принятию мер,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Амгинского района Муксунов С.П. в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Амгинский улус(район)» в части непринятия мер по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное образование, обязании администрации МР «Амгинский улус(район)» принять эффективные меры по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное образование путем увеличения дошкольных образовательных мест, мотивируя тем, что прокурорской проверкой установлено нарушение прав несовершеннолетних лиц и их родителей на общедоступность дошкольного образования на территории Амгинского района. В судебном заседании и.о. прокурора Амгинского района Муксунов С.П. заявленные требования поддержал, дополнив в части: «путем увеличения дошкольных образовательных мест, а именно: предусмотреть средства и незамедлительно начать строительство детского сада в Амгинском наслеге, и завершить строительство детского сада до 1 сентября 2012 года; предусмотреть дополнительные дошкольные образовательные места в Амгинском районе до 1 декабря 2010г. И.о. прокурора Муксунов С.П. пояснил суду, что прокурорской проверкой установлены нарушения прав неопределенного круга лиц на общедоступность дошкольного образования, неисполнение программы социально-экономического развития района в части строительства детских садов, в частности в с.Амга Амгинского района, в районе всего 20 муниципальных дошкольных учреждений, дефицит мест для дошкольников составляет 747, с учетом демографии эта цифра постоянно увеличивается, на сегодня возникла сложная ситуация с обеспечением для всех нуждающихся общедоступного и бесплатного дошкольного образования, из-за необеспечения местами детей родители лишены возможности трудиться, необходимо начать строительство новых детских учреждений, а также предусмотреть дополнительные места в дошкольных учреждениях, за период с 2008г. по настоящее время по району ни одного пристроя к зданиям не построено, увеличение мест не наблюдалось, органами местного самоуправления достаточных мер для обеспечения общедоступности дошкольного образования не принимается.

Представитель по доверенности администрации МО «Амгинский улус(район)» Аргунова Е.В. требования прокурора не признала и объяснила суду о том, что в 2008г. разработана программа социально-экономического развития улуса, необходимые меры по исполнению программы принимаются, строительство детских садов не начато из-за отсутствия финансирования, выделение земельных участков под детские сады не производилось, в детских садах количество мест осталось на прежнем уровне, необходимо строить новые детские сады, отвечающие требованиям пожарной безопасности.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, заслушав заключение участвующего прокурора, полагавшего требования прокурора законными и обоснованными, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Прокурорской проверкой соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования, проведенной в Амгинском районе по состоянию на июль 2010г., выявлено нарушение статьи 43 Конституции РФ, статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании». Ст.43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. Ст.31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» вопросы организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Полномочия муниципальных районов в области образования предусмотрены в ст.15 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Законе Республики Саха(Якутия) от 23 мая 1995г. №59-1 «Об образовании». Органам местного самоуправления принадлежит исключительное право на формирование местных бюджетов в части расходов на образование, на разработку и принятие местных нормативов финансирования, обеспечение гражданам возможности выбора образовательного учреждения, создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных учреждений, в ведении муниципальных органов находится и строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На территории Амгинского района функционируют 20 дошкольных детских учреждений. Учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений района является администрация МР «Амгинский улус(район)». Прокурорской проверкой выявлена нехватка мест для лиц дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Амгинского района. По данным ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС(Я) в Мегино-Кангаласском районе(представительство в Амгинском районе), Амгинского МУО потребность по заявлениям граждан на места в детских дошкольных учреждениях составляет 1817, при дефиците мест 747. Программой социально-экономического развития муниципального района на 2008-2013 годы предусмотрено введение в эксплуатацию детских садов в МО «Амгинский наслег, «Бологурский наслег», «Алтанский наслег». В настоящее время строительство детских садов в указанных муниципальных образованиях не ведется. Таким образом, в настоящее время конституционные права граждан на общедоступность дошкольного образования в Амгинском районе нарушаются из-за отсутствия достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В селе Амга запланировано строительство 2 детских садов на 90 и 140 мест, обозначено, что конец строительства детсада на 90 мест в 2010г. В с.Бологур предусмотрено строительство детского сада до 2010г. Согласно информации и.о. главы МР «Амгинский улус(район)» Илларионова В.А. исх.№263 от 10 сентября 2010г. строительство детских учреждений в МО «Амгинский наслег» приостановлено в связи с отсутствием финансирования, в МО «Бологурский наслег» в 2008г. были проведены инженерно-геодезические работы. Суд находит, что Программа социально-экономического развития муниципального района на 2008-2012 в части строительства детских дошкольных учреждений в настоящее время не выполняется. Кроме того, суд отмечает, что кроме Программы социально-экономического развития муниципального района на 2008-2013г.г., предусматривающей в плане строительство детских садов, каких-либо иных мероприятий по обеспечению конституционных прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования органом местного самоуправления не запланировано, и не разрабатывается. На территории муниципального района наблюдается сокращение мест в дошкольных учреждениях, что подтверждается информацией главы МО «Амгинский наслег» Слепцова В.И. о том, что охват детей дошкольного возраста в с.Амга составляет всего 35%, в 2009г. имело место сокращение групп в ДОУ «Хатынчаана» и «Ручеек». Такое положение стало возможным ввиду непринятия администрацией МР «Амгинский улус(район)» как органом муниципальной власти и учредителем необходимых и достаточных мер, направленных на обеспечение конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в 2009-2010 годах. По результатам прокурорской проверки главе МР «Амгинский улус(район)» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства исх.№7-03-10 от 14 июля 2010г. с требованием принятия конкретных мер по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, обеспечения действенного контроля. Из ответа на представление исх..№229 от 22 июля 2010г. видно, что акт прокурорского реагирования оставлен без рассмотрения, не сообщено о принятии каких-либо мер во исполнение представления прокурора органом местного самоуправления. Таким образом, суд считает, что прокурором суду представлены доказательства незаконного бездействия администрации МР «Амгинский улус(район)» в связи с непринятием достаточных мер по обеспечению конституционных прав неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Администрацией МР «Амгинский улус(район)» суду не представлено доказательств законности оспариваемого прокурором бездействия в связи с непринятием мер по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений в сфере законодательства о дошкольном образовании. Органом местного самоуправления не принято каких-либо мер по исполнению требований, изложенных в представлении прокурора, в том числе по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурором заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц в целях обеспечения их конституционных прав. Вместе с тем, суд находит требования прокурора в части обязания администрации МР «Амгинский улус(район)» подлежащими частичному удовлетворению, полагая возможным устранение нарушений разработкой и принятием конкретных мер органами местного самоуправления в пределах полномочий, в том числе путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных учреждениях Амгинского района. Строительство новых дошкольных учреждений предусмотрено Программой социально-экономического развития МР «Амгинский улус(район)» на 2008-2013г.г., одобренной Экономическим Советом при Правительстве РС(Я). Суд считает, что реализация программных мероприятий возможна в перспективе до 2013г., и понуждение к их исполнению не требуется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Амгинского района Муксунова С.П. к администрации муниципального района «Амгинский улус(район)» удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального района «Амгинский улус(район)» по непринятию мер для обеспечения общедоступности дошкольного образования незаконным.

Обязать администрацию МР «Амгинский улус(район)» принять в срок до 1 декабря 2010г. меры по устранению нарушений прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в том числе путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных учреждениях Амгинского района, в остальной части заявления - отказать.

Об исполнении решения должно быть сообщено в суд, принявший решение, а также заявителю в месячный срок.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня провозглашения в Верховный Суд Республики Саха(Якутия).

Судья п/п Будурусова С.П.

Копия верна

Судья Будурусова С.П.