Прокурор района в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2- 125/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Амга                                                                                                                                    01 августа 2011 г.

Амгинский районный Федеральный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Рожина Г.И., единолично

c участием заявителя - помощника прокурора Амгинского района РС (Я) Эверстова Е.Е., заинтересованного лица - представителя Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) руководителя Артемьева Н.А., по доверенности от 29.07.2011 г. № 06-51/313

при секретаре Никитиной О.Н.     

рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по заявлению прокурора Амгинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района, суд

УСТАНОВИЛ:

И.о. обязанности заместителя прокурора Амгинского района РС (Я) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района.

В обосновании своих требований и.о. заместителя прокурора Амгинского района РС (Я) Муксунов С.П. в заявлении указал, что прокуратурой Амгинского района РС (Я) проведена проверка деятельности Государственного учреждения Республики Саха (Якутия) «Амгинское лесничество» по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2006 года № 3131 создан Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), в состав Департамента по лесным отношениям РС (Я) включено 19 государственных учреждений Республики Саха (Якутия) «Лесничеств». Указом Президента РС (Я) от 15 марта 2011 года № 522 утверждено Положение «О Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия). В соответствии с пунктом 1.1. указанного Положения Департамент по лесным отношениям РС (Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия), государственного лесного контроля и надзора. Согласно пункту 1.5. Положения Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения, находящиеся в ведении Департамента. В пункте 2 Положения предусмотрены основные задачи Департамента, в том числе организация охраны и защиты лесов, осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах. Согласно пункту 3.6 Положения Департамент осуществляет управление и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента.

В соответствии с пунктом 1.5. Устава Государственного учреждения Республики Саха (Якутия) «Амгинское лесничество» находится в ведении Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) и является территориальной единицей управления в области лесных отношений в соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3.2. Положения Департамент заключает договора купли-продажи лесных насаждений: осуществляет на землях лесного фонда государственный контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно пункта 32 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, заключаемых Амгинским лесничеством от имени Департамента во исполнение пункта 3.2. Положения, после окончания срока действия договора, продавцом (Департаментом) и покупателем организуется натурное освидетельствование мест рубок, по результатам которого составляется Акт освидетельствования мест рубок, подписываемый сторонами, который считается окончательным документом для завершения договорных обязательств сторон или для оформления исковых дел.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 г. № 595 должностные лица исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах.

В нарушении указанных требований Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственный пожарный надзор в лесах своевременно не исполняет предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах, не принимает меры по исполнению пункта 32 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Проведенной проверкой установлено, что всего за 2010 год от имени Департамента по лесным отношениям Амгинским лесничеством заключены 1968 договоров купли-продажи лесных насаждений, из них проверено 187 юридических лиц и граждан, составлено 27 протоколов об административном правонарушении, выдано 73 предписаний. Таким образом, за период 2010 года договора в количестве 1781 оставлены Амгинским лесничеством без проверки. По состоянию на 15 июля 2011 года от имени Департамента по лесным отношениям Амгинским лесничеством заключены 1385 договоров купли-продажи лесных насаждений, из них проверено и составлено 150 актов освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок, выявлено 6 нарушений лесного законодательства и составлено 6 протоколов об административном правонарушении, выдано 12 предписаний, из них исполнено - 8. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что из заключенных 1385 договоров, проверено только 150 договоров, то есть 1235 договоров оставлены Амгинским лесничеством без проверки. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью государственных лесных инспекторов ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» со стороны Департамента по лесным отношениям РС (Я). На основании изложенных обстоятельств, прокуратура считает необходимым обязать Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) провести освидетельствования мест рубок по лесным участкам, отвденным гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенными с гражданами Амгинского района за период 2010 года и за истекший период 2011 года.

Представитель заинтересованного лица - руководитель Государственного учреждения Республики Саха (Якутия) «Амгинское лесничество» Артемьев Н.А. не согласившись с заявлением прокуратуры, пояснил, что Департамент по лесным отношениям РС (Я) с указанными в заявлении доводами прокуратуры не согласен по следующим причинам. Приказом Минсельхоза РФ от 08 февраля 2010 года № 33 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, и примерной формы договора купли продажи лесных насаждений» утверждена примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений. В данной форме договора понятие освидетельствования мест рубок отсутствует. Таким образом, освидетельствование мест рубок носит договорной характер и не входит в полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах. Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) ежегодно в соответствии с Федеральным законом РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» составляется план проведения плановых проверок, который утверждается Генеральной прокуратурой РФ, на основании которого проводятся плановые проверки. Государственными учреждениям - лесничествами на местах формируется план проведения проверок граждан по заключенным договорам купли-продажи лесных насаждений, учитывая все факты (срок окончания договора, отдаленность делян, погодные условия и т.д.). Кроме того, государственными лесными инспекторами проводятся внеплановые проверки, патрулирования лесных участков совместно с правоохранительными органами и органами МЧС. Департаментом ежегодно проводятся проверки государственных учреждений - лесничеств по переданным полномочиям по осуществлению государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах. По результатам, которых принимаются необходимые меры.

В судебном заседании помощник прокурора Амгинского района поддержал заявление о признании незаконными бездействия органа государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района и просит удовлетворить заявленные требования.

Представить заинтересованного лица - руководитель ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» Артемьев Н.А. не признав заявление в полном объеме просит отказать в удовлетворении заявления прокуратуры.

Изучив заявление и.о. заместителя прокурора Амгинского района РС (Я), выслушав объяснение представителя заинтересованного лица Артемьева Н.А., представителя заявителя - помощника прокурора Амгинского района РС (Я) Эверстова Е.Е. и исследовав материалы дела, суд находит, что в удовлетворении заявления требования прокурора следует отказать на основании следующих обстоятельств.

Договора купли-продажи лесных насаждений Департаментом по лесным отношениям в основном заключаются с гражданами Амгинского района для собственных нужд. Согласно пункту 32 договора купли-продажи лесных насаждений после окончания срока действия договора, Продавцом и Покупателем организуется натурное освидетельствование мест рубок, по результатам которого составляется Акт освидетельствования мест рубок, подписываемые сторонами, который считается окончательным документом для завершения договорных обязательств сторон или для оформления исковых дел.

Отсюда следует, что требование прокуратуры о признании бездействия Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района незаконным, суд находит не состоятельным и не обоснованным. Проведение освидетельствования мест рубок по лесным участкам, отведенным гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений носит исключительно договорной характер и при не исполнении каких-либо обязательств, указанные в договорах купли-продажи, спор между сторонами разрешаются судом в порядке искового производства.

Исполнение или не исполнение договорных обязательств по договорам купли-продажи лесных насаждений Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) не может расцениваться как ненадлежащее осуществление государственного пожарного надзора в лесах.

В заявлении прокуратуры и в отзыве Департамента по лесным отношениям РС (Я) указываются, что Департаментом выявляются нарушения лесного законодательства и составляются протокола об административном правонарушении, также выписываются предписания по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах. Данное обстоятельство показывает на то, что Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проводится работа предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах.

Судом установлено, что Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) ежегодно в соответствии с Федеральным законом РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» составляется план проведения плановых проверок, который утверждается Генеральной прокуратурой РФ, на основании которого проводятся плановые проверки. Государственными учреждениям - лесничествами на местах формируется план проведения проверок граждан по заключенным договорам купли-продажи лесных насаждений, учитывая все факты (срок окончания договора, отдаленность делян, погодные условия и т.д.). Кроме того, государственными лесными инспекторами проводятся внеплановые проверки, патрулирования лесных участков совместно с правоохранительными органами и органами МЧС. Департаментом ежегодно проводятся проверки государственных учреждений - лесничеств по переданным полномочиям по осуществлению государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах.

Доводы представителя заявителя о том, что в результате бездействия должностных лиц и отсутствия контроля граждан, заключивших договора с Департаментом по лесным отношениям РС (Я) на территории Амгинского района создается угроза возникновения и распространения лесных пожаров, которая может повлечь ущерб окружающей среде, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, нарушения жизнедеятельности населения Амгинского района суд находит не состоятельным. Прокуратура при подаче заявления возникающих из публичных правоотношений, не представила доказательства, которые могли бы указать на бездействия Департамента по лесным отношениям по вопросам осуществления государственного пожарного надзора и в результате этого бездействия возникли и распространились лесные пожары.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд, оценив все доказательства представленные сторонами, изучив все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела приходит к выводу, что в удовлетворении заявления и.о. заместителя прокурора Амгинского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия органа государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района, возникающих из публичных правоотношений следует отказать.

На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления и.о. заместителя прокурора Амгинского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района, возникающих из публичных правоотношений, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Амгинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Амгинского районного суда

Республики Саха (Якутия)                              п/п                                   Г.И. Рожин

Копия верна

Судья:                                                                               Г.И. Рожин

Секретарь:                                                                        О.Н. Никитина