о признании неправомерным решения жилищной комиссии



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Алтайский районный суд РХ в составе:

судьи Поповой Г.В.,

при секретаре Скрынник Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Луговец Елены Александровны о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Алтайский района по возврату документов для включения в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» и обязании включить в число участников мероприятий по обеспечению молодых семей, проживающих в сельской местности в рамках реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года» с даты подачи заявления, суд

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением № Главы МО Белоярский сельсосвет Луговец Е.А. и ее муж ФИО3 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ею было написано заявление на имя главы Администрации МО Алтайский район с просьбой о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» с приложением всех необходимых документов. Вместе с тем ей и ее мужу было отказано во включении их в качестве участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» Он снята с учета в качестве нуждающейся в субсидии на погашение ипотечного кредита, о чем была уведомлена уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением не согласна, т.к. она зарегистрирована в доме по <адрес> Дом является залоговым имуществом банка, не принадлежит им пока они не выплатят ипотеку. В связи с чем просит часть суммы ипотеки в размере 30% считать в качестве ее взноса для постановки в число участников программы. Просит: признать неправомерным решение от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате ее документов для участия в программе, включить ее в федеральную целевую программу «Социальное развитие села на 2010-2012 годы» с членами ее семьи, с даты подачи заявления на постановку на учет в качестве нуждающихся на получение субсидии. Обязать Администрацию МО Алтайский район включить ее и членов ее семьи в список участников мероприятий по обеспечению молодых семей, проживающих в сельской местности в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села на 2010-2012 годы» по МО Алтайский район в даты подачи заявления.

В ходе судебного разбирательства заявитель Луговец Е.А. поддержала свое заявление по изложенным в нем основаниям и настаивала на его удовлетворении. Дополнила заявление тем, что она с мужем, получив ипотечный кредит, купили на него дом по <адрес> с земельным участком, где и проживают в настоящее время вдвоем. Она полагает, что пока дом находится под залогом в банке. Они не являются собственниками данного дома. На момент обращения с заявлением о включении их в число участников программы, она с мужем уже проживала в доме. Право собственности на дом было зарегистрировано.

Заинтересованное лицо ФИО3 в зал суда не явился, уведомил суд о своем согласии на рассмотрение заявления в его отсутствие.

Представитель Администрации МО Алтайский район ФИО4 просит в удовлетворении заявления отказать и считает, что действия Администрации МО Алтайский район являются правомерными. Письмом администрации МО Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ № в передаче документов в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия для принятия решения о признании участником Программы, Луговец Е.А. было отказано и документы возвращены. Правоотношения в области предоставления гражданам, молодым специалистам, молодым семьям, проживающим на селе, социальных выплат для улучшения жилищных условий регламентируются «Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 и «Положением об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.07.2008 № 255. В соответствии с п. 14 Типового положения и п. 18 Положения органы местного самоуправления проверяют, поданные гражданами, молодыми семьями, документы и в случае установления предоставления недостоверной информации возвращают их заявителю. Решение, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, принято администрацией муниципального образования Алтайский район в соответствии с требованиями законодательства и в пределах предоставленных ей полномочий. ФИО5, подав заявление, изъявила желание стать участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации Программы, по категории молодые семьи, молодые специалисты. В представленных Луговец Е.А. документах отсутствовали выписка из домовой книги или копия лицевого счета, так же отсутствовали сведения о наличии собственных средств. Ипотечный кредит не может служить подтверждением собственных средств в размере части стоимости строительства ( приобретения) жилья, не обеспеченный за счет средств социальной выплаты. Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что граждане, чтобы привлечь средства ипотечного жилищного кредита в качестве источника софинансирования для улучшения своих жилищных условий, должны на момент договора быть признанны участниками Программы. Луговец Е.А., получив ипотечный кредит, до включения ее и ее мужа в число участников программы, сама улучшила свои жилищные условия. Луговец купили дом, зарегистрировали на него право собственности. Луговец Е.А. до настоящего времени не признана участником Программы. Более того, приобретение ею жилого помещения на средства ипотечного кредита свидетельствуют о том, что она уже улучшила свои жилищные условия и не имеет в настоящий момент права на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации Программы. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель Администрации МО Белоярский сельсовет ФИО7 в зал суда не явилась, уведомив суд о своем согласии на рассмотрение заявления в ее отсутствие. В представленном отзыве указывает на то, что полагает, что Администрация МО Белоярский сельсовет не может являться заинтересованным лицом по данному делу, т.к. принимаемое решение по данному заявлению не затрагивает права и интересы Администрация МО Белоярский сельсовет.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

По смыслу ст. 255, ч.4 ст. 258 ГПК РФ решение или действие органа местного самоуправления может быть признано недействительным только при наличии совокупности двух обстоятельств:

1) оспариваемое решение или действие должно быть принято либо совершено не в соответствии с законом и не в пределах полномочий органа местного самоуправления;

2) решение или действие должно нарушать права и свободы граждан или создавать препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03. декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».

Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, установлен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, содержащемуся в приложении к вышеуказанному постановлению.

В силу п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и ( или) заемных средств в размере части стоимости строительства ( приобретения жилья), не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Пункт 7 Типового положения устанавливает, что в случае привлечения гражданином для строительства ( приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита ( займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а так же на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту ( займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора ( договора займа) участником мероприятий, указанных в п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, предусмотренных положением № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858.

Сходные положения содержат и Положение об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденное постановлением Правительства РХ от 31 июля 2008 года № 255.

Таким образом, направление социальной выплаты связывается с заключением кредитного договора на момент признания участником мероприятий.

П. 16 Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий, утвержденного постановлением Правительства РХ от 31 июля 2008 года № 255, установлен перечень документов, предоставляемых гражданином, желающим участвовать в мероприятии.

При этом, п. 18 данного Положения предоставляет право органам местного самоуправления возвратить документы заявителю с указанием причин возврата при выявлении недостоверной информации, содержащихся в данных документах.

Как усматривается из представленного ответа за № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного первым заместителем главы администрации муниципального образования Алтайский район ФИО6, Луговец Е.А. отказано в принятии документов, в связи с тем, что документы не соответствуют требованиям подпункта «г», пункта 16, пункта 7 «Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

Подпунктом «г», пункта 16 вышеназванного Положения предусмотрено предоставление заявителем выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета, что не было предоставлено заявителем.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основаниями, послужившими для возврата документов явились: не предоставление заявителем выписки из домовой книги или копии лицевого счета.

По смыслу вышеприведенной нормы следует, что граждане, чтобы привлечь средства ипотечного жилищного кредита в качестве источника софинансирования для улучшения своих жилищных условий, должны на момент заключения ипотечного кредитного договора быть признанными участниками Программы.

Как усматривается из представленных материалов гражданского дела и установлено судом, Луговец Е.А. Распоряжением № ДД.ММ.ГГГГ главы МО Белоярский сельсовет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и они в этом качестве поставлены на учет.

ДД.ММ.ГГГГ Луговец Е.А. и Сберегательный банк Российской Федерации в лице Абаканского отделения № Сбербанка России ОАО заключили договор, по которому Луговец Е.А. предоставлен ипотечный кредит в сумме 784000.00 рублей 00 копеек под 16% годовых на приобретение земельного участка с квартирой, расположенных по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

По договору купли-продажи Луговец Е.А. и ФИО3 купили в собственность земельный участок, размером <данные изъяты> и жилой дом, общей площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>

Из представленного заявителем Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Луговец Е.А. зарегистрировано право собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>

Из представленного заявителем Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Луговец Е.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты>., по адресу: <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Луговец Е.А. обратилась в администрацию муниципального образования Белоярский сельсовет с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Решением комиссии по вопросам реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие седа до 2012» муниципального образования Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ Луговец Е.А. было отказано в принятии документов и документы возвращены заявителю со ссылкой на несоответствие представленных документов требованиям законодательства, а именно, на то, что представленные документы не соответствуют подпункту «г», пункта 16, пункта 7 «Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

Кроме того, как показал представитель Администрации МО Алтайский район ФИО4, основанием для отказа в приеме документов от Луговец Е.А. стало и то, что ипотечный кредит был получен заявителем до признания заявителя и членов ее семьи участниками мероприятий по улучшению жилищных условий.

Согласно п. 15 Типового положения и п. 19 Положения о признании заявителя участником мероприятий по улучшению жилищных условий принимает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия. О принятом решении Министерство уведомляет орган местного самоуправления.

Луговец Е.А. и ее муж до настоящего времени не признаны участниками данной программы, свидетельство на получение социальной выплаты ей не выдавалось.

Из представленного Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» усматривается, что для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, ст.29 Устава муниципального образования Белоярский сельсовет, Совет депутатов муниципального образования Белоярский сельсовет установил учетную норму жилого помещения в размере 14 (четырнадцати) квадратных метра общей площади жилого помещения.

В доме заявителя, площадью <данные изъяты> проживает 2 человека, следовательно, на каждого человека приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади.

Из представленных заявителем материалов гражданского дела усматривается, что Луговец Е.А. и ее мужем был получен ипотечный кредит, на средства которого ими самостоятельно приобретена квартира, общей площадью <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>. Тем самым она самостоятельно улучшила свои жилищные условия и в настоящее время не имеет право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации Программы.

Суд, не может согласиться с позицией заявителя о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не принадлежит заявителю до полного погашения ипотечного кредита.

В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Доказательств, опровергающих позицию представителей заинтересованных лиц о непредставлении заявителем при подаче заявления о включении в число участников Программы выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета, заявитель суду не предоставила.

Приобретение заявителем <адрес> Яр является основанием для снятия ее семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представленные заявителем сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий не соответствовали действительности, как на дату обращения с заявлением о включении в число участников программы, так и в настоящее время, поскольку заявитель и ее муж самостоятельно улучшили свои жилищные условия, приобретя в собственность квартиру с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>

Учитывая вышеизложенное, суд считает установленным, что действия Администрации муниципального образования Алтайский район по возврату заявителю поданных документов на участие в Программе, было правомерным и оно не ущемляет права и охраняемые законом интересы заявился и заинтересованных лиц, сделано в пределах компетенции Администрации Муниципального образование Алтайский район, отсюда Луговец Е.А. следует отказать в полном объеме в удовлетворении ее заявления.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Луговец Елене Александровне о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Алтайский район по возврату документов для включения число участников в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» и обязании включить ее и членов ее семьи в число участников мероприятий по обеспечению молодых семей, проживающих в сельской местности в рамках реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года» с даты подачи заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Попова Г.В.

ДД.ММ.ГГГГ- дата изготовления мотивированного решения суда.