РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2011 годас. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы муниципального образования Новомихайловский сельсовет Еременко Г.И. о признании незаконным предписания государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору Пономаренко Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Глава муниципального образования Новомихайловский сельсовет Еременко Г.И. обратилась в Алтайский районный суд с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору Пономаренко Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности, мотивируя требования тем, что предписание обязывает Новомихайловский сельсовет обеспечить достаточным количеством источников наружного водоснабжения (наружной водопроводной сетью с пожарными гидрантами) с указанием их необходимого количества. Администрация требования статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ выполняет в полном объеме. Имеется противопожарная скважина (<адрес>), искусственный пожарный водоем на 50 куб.м. (<адрес>), естественный источник водоснабжения – канал «Сидоров ручей» в 200 м. от села, создана добровольная пожарная команда 3 разряда с применением автомобиля ГАЗ-53 с круглосуточным дежурством водителей, приобретена мотопомпа для забора воды, воздуходув, создана добровольная пожарная дружина, ежегодно устанавливается противопожарный режим в весенне-летний и осенний периоды, установлена сирена. Поскольку в муниципальном образовании имеются источники наружного противопожарного водоснабжения, неисполнение требований части 3 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ не является нарушением.
В судебное заседание заявитель глава муниципального образования Новомихайловский сельсовет не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания. В подготовке к судебному разбирательству поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснила, что в с. Новомихайловка водопроводной сети не имеется, в связи с чем установить гидранты не представляется возможным. Имеются три источника наружного противопожарного водоснабжения, приобретена мотопомпа.
Представитель заинтересованного лица начальник ОНД Алтайского района УНД ГУ МЧС России по РХ Узназаков В.А. требования не признал, пояснил, что имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в с. Новомихайловка не достаточно, поскольку расстояние от источника водоснабжения до обслуживаемого им здания должно быть не менее 200 м.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. В поселениях с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (часть3 указанной статьи закона).
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант.
Пунктом 9.11 СП 8.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
Статья 21 указанного закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Алтайского района по пожарному надзору Пономаренко Е.Д. выдано предписание № муниципальному образованию Новомихайловский сельсовет в лице главы муниципального образования Новомихайловский сельсовет Еременко Г.И. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ территорию населенного пункта МО Новомихайловский сельсовет (с. Новомихайловка) обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения (наружной противопожарной сетью с пожарными гидрантами) с таким расчетом, чтобы расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети обеспечивала пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду – один гидрант.
Из социального паспорта муниципального образования Новомихайловский сельсовет на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что численность населения муниципального образования на указанную дату составляет 1010 человек.
Согласно информации ГУ РХ «Отряд противопожарной службы № 8» от ДД.ММ.ГГГГ в с. Новомихайловка водонапорная башня исправна, имеется скважина и приспособление для быстрой заправки пожарных автомобилей водой, пожарный водоем на территории населенного пункта заполнен водой и утеплен на зимний период. Углублено русло канала, устроен подъезд, оборудуется прорубь для целей пожаротушения в зимнее время.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку как установлено в судебном заседании, содержание оспариваемого предписания, не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения, поскольку Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» поселениям с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, предоставлено право предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы, следовательно, требование об обеспечении поселения водопроводной сетью с пожарными гидрантами является незаконным и влечет нарушение прав муниципального образования Новомихайловский сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление главы муниципального образования Новомихайловский сельсовет Еременко Г.И. о признании незаконным предписания государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору Пономаренко Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать незаконным предписание государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору Пономаренко Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 31.05.2011 г. через Алтайский районный суд.
СудьяАлтайского
районного судаКвасова О.М.