РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июня 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Лесовой Л.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Лесовой Л.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Лесовая Л.С., являющаяся лицом из категории детей-сирот, состоящая на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания <данные изъяты> с 22.06.2010 года имеет право на внеочередное получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Лесовую Л.С. жилым помещением, просит обязать администрацию устранить нарушение социальных и жилищных прав Лесовой Л.С., обеспечить её по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.
В судебное заседание истица Лесовая Л.С. не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания. В подготовке к судебному разбирательству исковые требования поддержала, пояснив, что собственного жилья она не имеет, зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну Биткову А.М. Проживает в съемном жилье. У родителей собственного жилья не было.
Помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Мухин А.А. исковые требования не признал, пояснил, что право Лесовой Л.С. на получение жилья возникло в 2010 году после окончания училища в связи, с чем она была включена в список на получение жилья в 2011 году. Право Лесовой Л.С. на получение жилья будет реализовано в 2011 году в связи, с чем полагает, что Лесовая Л.С. не имеет права на обращение за судебной защитой.
Представители третьих лиц администрации муниципального образования Белоярский сельсовет, Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав помощника прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.
Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Специалист администрации муниципального образования Белоярский сельсовет Сартакова Е.К. пояснила, что Лесовая Л.С. по окончании учебного заведения включена в список на обеспечение жилым помещением в 2011 году, ранее она не могла быть включена, поскольку списки на 2010 год формировались до 01.06.2010 года.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лесовая Л.С. обратилась к прокурору Алтайского района с заявлением, из которого следует, что она является сиротой, состоит на очереди на получение жилья с 2005 года. После окончания училища жилье ей не предоставлено.
Согласно свидетельству о рождении родителями Лесовой Л.С. являются ФИО3, ФИО2
Решениями Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО2 признаны безвестно отсутствующими
Распоряжением Белоярского управления администрации муниципального образования Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ № Лесовая Л.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список на внеочередное получение жилья за №.
Из свидетельства, выданного <данные изъяты> усматривается, что Лесовая Л.С. 22.06.2010 году завершила обучение в данном учебном заведении.
Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лесовая Л.С. не имеет жилого дома и квартиры в Алтайском районе.
Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Лесовой Л.С. на недвижимое имущество не имеется.
Из имеющейся в материалах дела копии лицевого счета № следует, что жилое помещение в котором Лесовая Л.С. зарегистрирована по месту жительства принадлежит ФИО1
Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2011 финансовом году Лесовая Л.С. значится в данном списке под номером 16.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Лесовая Л.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с 22.06.2010 года.
Довод представителя ответчика о том, что право Лесовой Л.С. на получение жилого помещения не нарушено, поскольку она будет обеспечена жилым помещением в 2011 году в связи, с чем она не имеет права на обращение за судебной защитой, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Лесовая Л.С. право на получение жилого помещения не утратила, что не отрицается ответчиком, жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Лесовой Л.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Лесовой Л.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Лесовую Л.С. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме – с 07.06.2011 года.
Судья Алтайского
районного суда РХ Квасова О.М.