решение об обязании обеспечить жильем



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2011 года                                                                                                         с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием заместителя прокурора Алтайского района Кисуркина С.А., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Семиной В.Я. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Семиной В.Я. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Семина В.Я., являющаяся лицом из категории детей-сирот и состоящая на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания <данные изъяты> то есть с 22.06.2010 года имеет право на получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Семину В.Я. жилым помещением, просит обязать администрацию устранить нарушение социальных и жилищных прав Семиной В.Я., обеспечить её по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебном заседании истица Семина В.Я. исковые требования поддержала, пояснив, что собственного жилья она не имеет, проживает в съемном жилье. Право на получение жилья у неё возникло в 2010 году, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. В списке на получение жилья она числится под номером пятнадцать, в связи, с чем полагает, что жилое помещение в 2011 году ей предоставлено не будет.

Заместитель прокурора Алтайского района Кисуркин С.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Мухин А.А. исковые требования не признал, пояснил, что предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет регламентируется ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Хакасия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 11.12.2006 № 68-ЗРХ. Вышеуказанные полномочия разграничены между администрацией муниципального образования Алтайский район и администрациями сельских поселений Алтайского района. Муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ. Органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Администрация муниципального образования Алтайский район составляет список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в следующем финансовом году на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Общий объем субвенции на осуществление государственных полномочий определяется каждому муниципальному образованию в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Хакасия. Таким образом, администрация муниципального образования Алтайский район приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации муниципального образования Алтайский район, за не обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2)отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для детей-сирот. Полагает, что право Семиной В.Я. в настоящее время не нарушено, поскольку право на его получение возникло у Семиной В.Я. после окончания учебного заведения 22.06.2010 года и она включена в список на предоставление жилого помещения на 2011 год. Кроме того, Семина В.Я. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в связи, с чем она незаконно признана нуждающейся распоряжением главы муниципального образования Белоярский сельсовет.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования Белоярский сельсовет, Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав истицу, заместителя прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.

Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что при невозможности установления места жительства ребенка он признается нуждающимся в жилом помещении по месту выявления или первичного устройства.

Специалист администрации муниципального образования Белоярский сельсовет Сартакова Е.К. пояснила, что Семина В.Я. по окончании учебного заведения включена в список на обеспечение жилым помещением в 2011 году, ранее она не могла быть включена, поскольку списки на 2010 год формировались до 01.06.2010 года.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Семина В.Я. обратилась к прокурору Алтайского района с заявлением о защите её прав, из которого следует, что она является сиротой, состоит на очереди на получение жилья с 2004 года. После окончания колледжа жилье ей не предоставлено.

Согласно свидетельству о рождении родителями Семиной В.Я. являются ФИО3, ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным <данные изъяты>.

Решением Алтайского районного суда от 01.10.2003 года ФИО3 лишен родительских прав в отношении Семиной В.Я.

Распоряжением администрации муниципального образования Белоярский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Семина В.Я. признана нуждающейся в жилом помещении, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 16.01.2004 года.

Согласно диплому, выданному <данные изъяты> Семина В.Я. 22.06.2010 году завершила обучение в данном учебном заведении.

Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Семина В.Я., ФИО1 не имеют жилого дома и квартиры в Алтайском районе.

Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Семиной В.Я., ФИО3 на недвижимое имущество не имеется.

Из имеющейся в материалах дела копий лицевого счета следует, что до ДД.ММ.ГГГГ Семина В.Я. с родителями проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем ФИО8, в качестве квартирантки, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства опекуна в <адрес>, принадлежащей ФИО5, ФИО3 ФИО4

Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2011 финансовом году, Семина В.Я. значится в данном списке под номером <данные изъяты>

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит в выводу о том, что Семина В.Я., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с 22.06.2010 года.

Довод представителя ответчика о том, что право Семиной В.Я. на получение жилого помещения не нарушено, поскольку она будет обеспечена жилым помещением в 2011 году, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Семина В.Я. право на получение жилого помещения не утратила, жилым помещением не обеспечена, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

Суд находит несостоятельным и довод представителя ответчика о том, что Семина В.Я. незаконно признана нуждающейся распоряжением главы муниципального образования Белоярский сельсовет, поскольку зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, в связи с тем, что Семина В.Я. зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну, с родителями проживала в съемном жилье в с. Белый Яр и выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и поставлена на учет на территории муниципального образования Белоярский сельсовет, сама по себе регистрация по месту жительства не является безусловным доказательством постоянного проживания по месту регистрации.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Семиной В.Я. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Семиной В.Я. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Семину В.Я. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме – с 08.06.2011 года.

Судья Алтайского

районного суда РХ                                                                                                    Квасова О.М.