решение об обязании обеспечить жильем



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года                                                                                                       с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Добровой Г.Б. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Добровой Г.Б. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Доброва Г.Б., являющаяся лицом из категории детей-сирот и состоящая на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания <данные изъяты>», то есть с 23.06.2009 года имеет права на внеочередное получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Доброву Г.Б. жилым помещением, просит обязать администрацию устранить нарушение социальных и жилищных прав Добровой Г.Б., обеспечить её по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебное заседание истица Доброва Г.Б. не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

Помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Мухин А.А. исковые требования не признал, пояснил, что предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет регламентируется ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Хакасия от 11.12.2006 № 68-ЗРХ. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Вышеуказанные полномочия разграничены между администрацией муниципального образования Алтайский район и администрациями сельских поселений Алтайского района. Муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ. Органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Администрация муниципального образования Алтайский район составляет список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в следующем финансовом году на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Общий объем субвенции на осуществление государственных полномочий определяется каждому муниципальному образованию в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Хакасия. Таким образом, администрация муниципального образования Алтайский район приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации муниципального образования Алтайский район, за не обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2)отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для детей-сирот. Полагает, что право Добровой Г.Б. в настоящее время не нарушено, поскольку право на получение жилого помещения возникло у неё после окончания учебного заведения 23.06.2009 года и постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении распоряжением главы муниципального образования Аршановский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она включена в список на предоставление жилого помещения на 2011 год. Кроме того, Доброва Г.Б. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в связи, с чем она незаконно признана нуждающейся распоряжением главы муниципального образования Аршановский сельсовет.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования Аршановский сельсовет, Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав помощника прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.

Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Доброва Г.Б. обратилась к прокурору Алтайского района с заявлением о защите её прав, из которого следует, что она является сиротой, состоит на очереди на получение жилья примерно 8 лет. После окончания профессионального училища жилье ей не предоставлено.

Согласно свидетельству о рождении, справке о рождении матерью Добровой Г.Б. является ФИО1, отец записан со слов матери.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным <данные изъяты>.

Постановлением администрации Алтайского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней Добровой Г..

Согласно диплому, выданному <данные изъяты>», Доброва Г.Б. <данные изъяты> завершила обучение в данном учебном заведении.

Распоряжением администрации муниципального образования Аршановский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Доброва Г.Б. признана нуждающейся в жилом помещении.

Из справок Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Доброва Г.Б. не имеет жилого дома и квартиры в Алтайском районе, участие в приватизации не принимала.

Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Добровой Г.Б., ФИО1 на недвижимое имущество не имеется.

Из имеющихся в материалах дела копии лицевого счета, справки Руспубликанского управления технической инвентаризации следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Доброва Г.Б. зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна ФИО2 в <адрес>, принадлежащей ФИО3

Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2011 финансовом году Доброва Г.Б. значится в данном списке под номером <данные изъяты>

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит в выводу о том, что Доброва Г.Б., являясь лицом из числа детей-сирот, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с 23.06.2009 года, на момент рассмотрения дела Доброва Г.Б. право на получение жилого помещения не утратила, что не отрицается ответчиком, жилым помещением не обеспечена, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местного самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

Довод представителя ответчика о том, что Доброва Г.Б. незаконно признана нуждающейся распоряжением главы муниципального образования Аршановский сельсовет, поскольку зарегистрирована по месту жительства в <адрес> суд находит несостоятельным поскольку сама по себе регистрация по месту жительства не является безусловным доказательством постоянного проживания по месту регистрации, а в силу пункта 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ при невозможности установления места жительства ребенка он признается нуждающимся в жилом помещении по месту выявления или первичного устройства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Доброва Г.Б. была зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна в жилом помещении, принадлежащем ФИО3, и выявлена как ребенок оставшийся без попечения родителей на территории муниципального образования Аршановский сельсовет.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Добровой Г.Б. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Добровой Г.Б. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Доброву Г.Б. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме – с 21.06.2011 года.

Судья Алтайского

районного суда РХ                                                                                                    Квасова О.М.