о взыскании неосновательного обогащения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.06. 2011 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г. В.,

с участием помощника прокурора Алтайского района Диденко Н.Н..,

при секретаре Скрынник Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в интересах Российской Федерации к Коноваловой Светлане Александровне, Коновалову Сергею Сергеевичу, Коноваловой Полины Сергеевны в лице ее законных представителей Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича о взыскании неосновательного обогащения в солидарном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района РХ обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципального образования Алтайский район с исковым заявлением к ответчикам с требованием о взыскании как неосновательное обогащение солидарно с Коноваловой С.А., Коновалова С.С. и Коноваловой П.С. полученную субсидию участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в размере <данные изъяты>: <данные изъяты>., полученных за счет средств федерального бюджета на счет УФК по Республике Хакасия (Министерство сельского хозяйства и продо­вольствия Республики Хакасия) в ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; <данные изъяты>., полученных за счет средств республиканского бюджета на счет УФК по Республике Хакасия (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия) в ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; <данные изъяты>., полученных за счет средств муниципального бюджета на счет УФК по Республике Хакасия (УФ МО Алтайский район) в ГРКЦ НБ Республика Хакасия Банка России г. Абакан, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Алтайского района проведена проверка законности по­лучения гражданами субсидии на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Установлено, что Коновалова С.А. и члены её семьи решением жи­лищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением главы МО Белоярский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании данного распоряжения, а также иных документов, преду­смотренных Положением об условиях и порядке предоставления единовре­менных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных ус­ловий граждан, проживающих в сельской местности, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ , Коновалова С.А. и члены её семьи: муж - Коновалов С.С. и дочь Коновалова П.С. получили субсидию в размере <данные изъяты> на приобретение жилья (свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ). На средства указанной субсидии Коноваловой и членами её семьи в общую долевую собственность приобретена квартира общей площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> На момент признания семьи Коноваловой С.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий, Коновалова С.А, являлась собственником ? доли квартиры общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, о наличии данной жилой площади Конова­лова С.А. указала в заявлении о признании нуждающейся в улучшении жи­лищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского района (в том числе с. Белый Яр) действовала учетная норма равная 12 кв. метров на 1 челове­ка (решение Совета депутатов МО Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ ). Таким образом, на основании представленных Коноваловой С.А. документов жилищная комиссия МО Белоярский сельсовет признала её и членов ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. При предоставлении пакета документов в жилищную комиссию Коно­валова С.А., с целью признания её семьи нуждающейся, и впоследствии по­лучения субсидии в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», не указала факт наличия в собственности 1/3 доли в квартире, расположен­ной по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Доля в данной квартире принадлежала Коноваловой С.А. на основа­нии договора на передачу жилых помещений в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, учитывая общую площадь всех жилых помещений, принадлежащих Коноваловой С.А., 28,35 кв. метра (доля в квартире по <адрес>) и 13,76 м2 (доля в квартире <адрес>)= 42,11 кв. метра, и на каждого члена семьи Коно­валовой С.А. при признании их нуждающимися, приходилось 14,03 кв. метра, что превышало учетную норму.

Таким образом, Коновалова С.А. и члены её семьи - Коновалов С.С. и Коновалова П.С., без законных оснований получили субсидию в рамках Фе­деральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на общую сумму <данные изъяты>, поскольку фактически Коновалова С.А. и чле­ны ее семьи необоснованно и незаконно признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на очередь в качестве таковых.

В соответствии с п. 7 абз. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса РФ, граж­данские обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ Коноваловы неосновательно обогатились, денежная сумма в размере <данные изъяты>. подлежит взысканию с них.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Алтайского района Соколов Е.В. уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать, как неосновательное обогащение солидарно с Коноваловой С. А., Коновалова С. С. и Коноваловой П. С. в лице ее законных представителей Коноваловой С.А. и Коновалова С.С., полученную субсидию участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в размере <данные изъяты>. в пользу федерального бюджета, <данные изъяты> в пользу республиканского бюджета, <данные изъяты> в пользу местного бюджета. Указанную сумму незаконно полученной субсидии перечислить на счет: УФК по Республике Хакасия ( Администрация муниципального образования Алтайский район <данные изъяты>) р/с <данные изъяты> в ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>; в назначении платежа указать: возврат по целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» за ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты><данные изъяты>.; <данные изъяты><данные изъяты>., <данные изъяты>- <данные изъяты>.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Диденко Н.Н. вновь уточнила заявленные исковые требования и просила взыскать как неосновательное обогащение солидарно с Коноваловой С. А., Коновалова С. С. и Коноваловой П. С. в лице ее законных представителей Коноваловой С.А. и Коновалова С.С., полученную субсидию участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в размере <данные изъяты>., их них: <данные изъяты> в доход республиканского бюджета, <данные изъяты> <данные изъяты>. в доход местного бюджета <данные изъяты>. Изменение ранее заявленных исковых требований Диденко Н.Н. мотивировала тем, что в настоящее время ответчиком Коноваловой С.А. в добровольном порядке частично в размере <данные изъяты> возмещена сумма полученного неосновательного обогащения.

Ответчики Коновалова С. А., Коновалов С. С. и Коновалова П. С. в лице ее законных представителей Коноваловой С.А. и Коновалова С.С. не признали заявленные прокурором исковые требования.

Аналогичной позиции придерживается и представитель ответчиков ФИО1.

Ответчик Коновалова С.А. показала, что ее действия по предоставлению неточных сведений в жилищную комиссию о наличии у нее жилых помещений не были умышленными. Она большую часть времени проживает в <адрес> и поэтому забыла о наличии у нее доли в квартире в <адрес>. На нее был возложен большой объем работы, поэтому собрала и представила документы автоматически. В настоящее время ею добровольно частично погашена сумма <данные изъяты> от полученной субсидии. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Аналогичной позиции придерживается и ответчик Коновалов С.С..

ФИО1 полагает, что со стороны ответчиков не допущено нарушений при получении субсидии и данную сумму нельзя считать неосновательным обогащением. Исходя из оснований иска полагает, что правовых оснований для взыскания с ответчиков бюджетных средств не имеется, тем более, что действующим законодательством предусмотрен иной внесудебный порядок их взыскания.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне истца Министерства финансов РХ, Министерства сельского хозяйства РХ, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РХ, будучи надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения искового заявления, в зал судебного разбирательства не явились.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне истца Администрации МО Алтайский район ФИО2 в решении данного вопроса полагается на усмотрение суда.

Представитель ФИО3 Смондырева уведомила суд о своем согласи на рассмотрение искового заявления в ее отсутствие.

Представитель Администрации МО Белоярский сельсовет ФИО8 считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, ФИО1, позицию третьих лиц, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».

Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, установлен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство ( приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе и молодым семьям и молодым специалистам, содержащемуся в приложении к вышеуказанному постановлению.

В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года», право на полу­чение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости­ строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств
социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, призна­ются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные орга­нами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуж­дающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по осно­ваниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федера­ции для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предос­тавляемых по договорам социального найма.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 31.07.2008 № 255 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждаю­щимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1)          не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам соци­ального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по догово­ру социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)          являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социаль­ного найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жи­лых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социаль­ного найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору со­циального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой не­сколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тя­желой формой хронического заболевания, при которой совместное прожива­ние с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавли­вается уполномоченным Правительством Российской Федерации федераль­ным органом исполнительной власти.

Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что при нали­чии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

24.10.2008 года Решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район № 121 установлена учетная норма в размере 12 кв. метров от общей площади жилого помещения.

Как усматривается из исследованных материалов гражданского дела, на дату обращения ( ДД.ММ.ГГГГ) Коноваловой С.А. с заявлением о признании ее и членов ее семьи ( муж и дочь) нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Алтайского района ( в том числе в с. Белый Яр) действовала учетная норма 12 кв.м. на 1 человека для признания нуждающимися в жилье.

При подаче данного заявления Коновалова С.А. указала о наличии у нее квартиры и о проживании с членами семьи по адресу: <адрес>

Коноваловой С.А. в жилищную комиссию представлены сведения об отсутствии у нее и членов ее семьи права собственности на <адрес>.

Вместе с тем согласно договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является собственником ? доли <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>

Ответчик Коновалова С.А.не оспаривала, что ФИО7 – это ее девичья фамилия.

Смена фамилии ФИО7 на ФИО5, а затем на Коновалову С.А. подтверждена документально.

Согласно представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ о фактическом проживании установлено, что Коновалова С.А. и члены ее семьи проживают по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

На основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы муниципального образования Белоярский сельсовет ФИО6 Коновалова С.А. и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При подаче ( ДД.ММ.ГГГГ) заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Коновалова С.А. скрыла данные о наличии у нее 1,3 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> которой она владела до ДД.ММ.ГГГГ.

Сумарная площадь всех жилых помещений, принадлежащих Коноваловой С.А. 28,35 кв.м. + 13, 76 кв.м.=42,11 кв., что составляет на каждого члена семьи 14,03 кв.м., что превышало учетную норму на дату вынесения Распоряжения о признании Коноваловой С.А. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Исследованными доказательствами, суд считает установленным, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Коноваловых на момент принятия их на учет превышала действующую в тот период времени учетную норму жилья.

Получение денежной суммы ответчиками в размере <данные изъяты>., в том числе в сумме <данные изъяты>., полученных за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> полученных за счет средств республиканского бюджета, <данные изъяты>., полученных за счет средств муниципального бюджета подтверждается представленными платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт купли-продажи ответчиками в общую долевую собственность <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> и регистрации права общей долевой собственности на нее за каждым из ответчиков, подтверждается выпиской их единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Коновалова С.А. и члены ее семьи были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Коновалова С.А. показала, что ею погашена в счет заявленных исковых требований сумма <данные изъяты>, что ею подтверждено документально представленными документами: платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении <данные изъяты> платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении <данные изъяты> в возврат по целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» за ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 7 абз. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса РФ, граж­данские обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установлен­ных законом, иными правовыми актами приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить по­следнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неос­новательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В предмет доказывания по данному делу входит наличие следующих условий: факт неосновательного получения ответчицей денежных средств при отсутствии правовых оснований для их получения; размер неосновательно полученных денежных средств.

Таким образом, Коновалова С.А. и члены её семьи - Коновалов С.С. и Коновалова П.С., предоставив недостоверные сведения о наличии у них жилых помещений без законных оснований получили субсидию в рамках Фе­деральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на общую сумму <данные изъяты>, поскольку Коновалова С.А. и чле­ны ее семьи необоснованно и незаконно признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на очередь в качестве таковых, которая ими частично погашена в сумме <данные изъяты> на которую приобрели в общую совместную собственность квартиру по вышеназванному адресу.

Согласно ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (малолетними), отвечают его родители ( усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Согласно Свидетельства о рождении Коноваловой П.С., выданного ДД.ММ.ГГГГ, она родилась ДД.ММ.ГГГГ и ее родителями являются: Коновалова С.А. и Коновалов С.С..

Согласно ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Учитывая вышеизложенное, заявленные прокурором исковые требования, с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

Суд не может принять во внимание довод ответчицы Коноваловой С.А. о том, что они получили субсидию на законных основаниях, так как распоряжение главы муниципального образования Белоярский сельсовет о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и свидетельство, выданное Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, не отменены и не оспорены, поскольку в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменение судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону, является самостоятельным способом защиты гражданских прав.

Несостоятельным является и доводы ответчиков о том, что требования прокурора Алтайского района не подлежат удовлетворению, так как каких-либо неправомерных умышленных действий Коноваловой С.А. для признания нуждающейся ее и членов ее семьи в жилом помещении не установлено, поскольку в силу закона обязанность возвратить неосновательно приобретенное имущество не ставится в зависимость от виновных действий приобретателей.

Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>., с каждого по <данные изъяты>

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Российской Федерации к Коноваловой Светлане Александровне, Коновалову Сергею Сергеевичу, Коноваловой Полины Сергеевны в лице ее законных представителей Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича о взыскании неосновательного обогащения в солидарном порядке – удовлетворить.

Взыскать с Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича, Коноваловой Полины Сергеевны в лице ее законных представителей Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича неосновательное обогащение в виде полученной субсидии участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в сумме <данные изъяты> в солидарном порядке, из них: <данные изъяты> в доход республиканского бюджета, <данные изъяты>, <данные изъяты>. в доход местного бюджета, <данные изъяты>.

Взыскать государственную пошлину с Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича, Коноваловой Полины Сергеевны в лице ее законных представителей Коноваловой Светланы Александровны, Коновалова Сергея Сергеевича с каждого по <данные изъяты>. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд РХ в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда решения через Алтайский районный суд РХ.

Судья Алтайского

районного суда Попова Г.В.

20.06.2011 года - дата изготовления мотивированного решения суда.