об обеспечении жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 года                                                                                               с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием помощника прокурора ФИО3,

при секретаре Цобенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов ФИО1 к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,

                        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района РХ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района проведена проверка оп обращению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе которой было установлено, что родители ФИО1ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 решением Аскизского районного суда РХ от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилом помещении и включена в список на внеочередное получение жилья в Администрации МО Аршановский сельсовет. Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено. На основании чего просит суд обязать администрацию МО Алтайский район предоставить ФИО1 жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО5 возражала, против удовлетворения заявленного требования, мотивируя тем, полномочия по учету и обеспечению жилыми помещениями разграничены между администрацией муниципального образования Алтайский район и администрациями сельских поселений Алтайского района. Муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Администрация муниципального образования Алтайский район составляет список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в следующем финансовом году на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Общий объем субвенции на осуществление государственных полномочий определяется каждому муниципальному образованию в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Хакасия. Администрация муниципального образования Алтайский район приобретает для обеспечения Детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации муниципального образования Алтайский район, за не обеспечение Детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2)отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для Детей-сирот. Полагает, что ответчиком право ФИО1 в настоящее время не нарушено.

Представитель администрации МО Аршановский сельсовет, представитель Министерства образования и науки РХ в зал судебного заседания не явились, не смотря на надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела.

Третье лицо ФИО1, в зал судебного заседания не явилась, уведомив суд заявлением о согласии на рассмотрение дела в ее отсутствие и о поддержании заявленных требований.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки РХ, представителя администрации МО Аршановский сельсовет и ФИО1.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статья 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.

Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 названого закона (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".

Согласно ст.1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют:

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:

а) родители ребенка неизвестны;

б) родители не имели жилья.

Решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (п.1 ст. 4).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу п. 1 ст. 2 вышеназванного Закона на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, обеспечение жилыми помещениями производится по месту жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона от 19.10.2009 N 104-ЗРХ).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

ФИО1 обратилась к прокурору Алтайского района РХ с заявлением, в котором просила защитить её интересы путем предъявления иска к Администрации МО Алтайский район о предоставлении ей жилого помещения.

Таким образом, прокурор Алтайского района РХ выступает в защиту имущественных прав лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на жилье не было своевременно реализовано.

Из свидетельства о рождении серии следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются: ФИО2, ФИО4.

Согласно свидетельства о смети ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись .

Решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из свидетельства о смерти , усматривается, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей.

ФИО1 состоит на учете в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в ДД.ММ.ГГГГ финансовом году.

Суд находит установленным, что ФИО1 имеет право на внеочередное получение жилого помещения в <адрес> по договору социального найма как оставшаяся без попечения родителей.

До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечена, право на получение его по договору найма, находясь на учете для получения жилья, ею не утрачено.

Данное обстоятельство подтверждается Уведомлениями об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сведений о принадлежности ФИО4, ФИО2 жилых помещений на праве собственности.

Отсутствие прав на объекты недвижимости у ФИО1 представителем ответчика не отрицалось.

Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения основаны на положениях ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

Кроме этого, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее ФИО1, поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией МО Алтайский район, и жилое помещение предоставляется вне очереди, по месту выявления, у Администрации МО Алтайской район возникла обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1. жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека за счет субвенций бюджета РХ, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Алтайского района РХ об обязании Администрации МО Алтайский район предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов ФИО1 к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить ФИО1 жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

         Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Алтайского

районного суда РХ                                    Попова Г.В.

04.07.2011 года – дата изготовления мотивированного решения суда.