РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Диденко Н.Н., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Цедрика Дениса Анатольевича к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Цедрика Д.А. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Цедрик Д.А., являющийся лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей и состоящий на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания ГОУ НПО ПУ №, то есть с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Цедрика Д.А. жилым помещением, просит обязать администрацию устранить нарушение социальных и жилищных прав Цедрика Д.А., обеспечить его по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.
В судебном заседании истец Цедрик Д.А. исковые требования поддержал, пояснив, что ранее проживал с родителями по адресу: <адрес>, в квартире, выделенной его отцу совхозом. Указанная квартира признана непригодной для проживания. После того как родителей лишили родительских прав в течение двух лет он проживал с опекуном в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО ПУ №. В настоящее время проживает в <адрес> в комнате в общежитии, которая предоставлена его жене на период её обучения.
Помощник прокурора Алтайского района Диденко Н.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что у Цедрика Д.А. право на получение жилья наступило в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район ФИО4 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором представитель ответчика пояснила, что предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет регламентируется ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Хакасия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 11.12.2006 № 68-ЗРХ. Вышеуказанные полномочия разграничены между администрацией муниципального образования Алтайский район и администрациями сельских поселений Алтайского района. Муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ. Органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Администрация муниципального образования Алтайский район составляет список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в следующем финансовом году на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений. При формировании списка на 2011 год администрацией муниципального образования Очурский сельсовет Цедрик Д.А. не был включен в число лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2011 году, поскольку он признан нуждающимся в жилье распоряжением администрации муниципального образования Очурский сельсовет от 12.05.2011 года. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Общий объем субвенции на осуществление государственных полномочий определяется каждому муниципальному образованию в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Хакасия. Таким образом, администрация муниципального образования Алтайский район приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации муниципального образования Алтайский район, за не обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2)отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для детей-сирот. Полагает, что социальные и жилищные права Цедрика Д.А. не нарушены.
Представители третьих лиц администрации муниципального образования Очурский сельсовет, Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Очурский сельсовет просил рассмотреть дело в свое отсутствие, письменно выразив согласие с исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав истца, помощника прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.
Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Цедрик Д.А. обратился в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением по вопросу об обеспечении жильем.
Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО6 лишены родительских прав в отношении сына Цедрика Д.А.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом Комитета ЗАГС при Правительстве РХ по Алтайскому району ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации муниципального образования Очурский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Цедрик Д.А. значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации муниципального образования Очурский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №-р квартира по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания.
Распоряжением администрации муниципального образования Очурский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № Цедрик Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении, и поставлен на учет.
Согласно свидетельству, выданному ДД.ММ.ГГГГ Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональное училище №», Цедрик Д.А. ДД.ММ.ГГГГ завершил обучение в данном учебном заведении.
Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Цедриком Д.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никакой недвижимости не значится.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Цедрика Д.А., ФИО5 на недвижимое имущество не имеется.
Из справки ФГАУ ВПО «Сибирский Федеральный университет» Саяно-шушенский филиал студентке ФИО7 предоставлено место в общежитии на период обучения, по окончании обучения договор найма жилого помещения будет прекращен.
Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2011 финансовом году, Цедрик Д.А. в данном списке не значится.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит в выводу о том, что Цедрик Д.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя ответчика о том, что право Цедрика Д.А. на получение жилого помещения не нарушено, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Цедрик Д.А. право на получение жилого помещения не утратил, что не отрицается ответчиком, жилым помещением не обеспечен, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Цедрика Д.А. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Цедрика Дениса Анатольевича к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Цедрика Дениса Анатольевича жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме – с 15.08.2011 года.
Судья Алтайского
районного суда РХ Квасова О.М.