РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 сентября 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев заявление Патачакова Андрея Антоновича, Шалгинова Вячеслава Юрьевича, Пак Михаила Германовича, Идимешева Владимира Валерьевича, Чечиева Юрия Юрьевича, Араштаева Романа Германовича о признании незаконным решения комиссии администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года», оформленного протоколом № 104 от 19.08.2011 года, об отказе в принятии документов и обязании Администрации муниципального образования Алтайский район Республики Хакасия включить их в сводный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» и направить список в Минсельхозпрод Республики Хакасия»,
УСТАНОВИЛ:
Патачаков А.А., Шалгинов В.Ю., Пак М.Г., Идимешев В.В., Чечиев Ю.Ю., Араштаев Р.Г. обратились в Алтайский районный суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года», оформленного протоколом № 104 от 19.08.2011 года, об отказе в принятии документов и обязании Администрации муниципального образования Алтайский район Республики Хакасия включить их в сводный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» и направить список в Минсельхозпрод Республики Хакасия», мотивируя тем, что они предоставили в комиссию в соответствие с п.37 Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2008г. № 255 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» все необходимые документы, решением комиссии им отказано в принятии документов по причине отсутствия разрешения на строительство, проекта, сметы. Считают, отказ незаконным, так как в постановлении отсутствуют требования по предоставлению таких документов.
В судебном заседании заявители их представитель, представитель заинтересованного лица ООО «Алтай» Патачаков А.А. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении мотивам, просили обязать направить список в Минсельхозпрод в течение 5 дней с момента вступления в силу решения суда, пояснили, что они являются молодыми специалистами, изъявившими желание работать и в настоящее время работающие в сельской местности в качестве специалистов в ООО «Алтай». В соответствие с федеральной целевой программой изъявили желание работать и приобрести жилье в сельской местности, представили в администрацию МО Алтайский район все указанные в постановлении № 255 документы, однако в принятии документов им было отказано по причине отсутствия разрешения на строительство, проекта, сметы, хотя такие документы на стадии подачи заявления не требуется предоставлять, требование комиссии является незаконным. Они работают в ООО «Алтай», являющемся собственником земельных участков, на которых будут возведены по имеющимся проектам дома для молодых специалистов в зависимости от состава семьи. Ими представлены в комиссию гарантийные письма ООО «Алтай» об обязательстве софинансирования строительства жилья в размере 20%, кроме того у молодых специалистов имеются сертификаты на материнский капитал, который также может быть внесен ими в качестве своей доли в строительстве жилья.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкая Н.В. возражала против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве: решение комиссии по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» является законным по следующим основаниям. Социальные выплаты по этой программе производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В соответствие с Соглашением № 42 от 30.03.2011 года, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и Администрацией муниципального образования Алтайский район, контроль за целевым и эффективным использованием средств, поступающих из всех источников финансирования, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также ответственность за нецелевой использование бюджетных средств обеспечивает и несет орган местного самоуправления. Градостроительным кодексом РФ предусмотрено направление в орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на строительство, для рассмотрения которого необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план на земельный участок, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, в письменных пояснениях указал, что по данным заявлениям условия и порядок предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, регулировались постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.07.2008г. № 255 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», согласно п. 37 Положения молодые семьи и молодые специалисты предоставляют указанные в нем документы, в случае софинансирования работодателем строительства – документ, подтверждающий его участие в софинансировании строительства для этого заявителя. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в п.37 настоящего Положения, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий, и направляют их с приложением сведений о размерах средств на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, выделяемых из местных бюджетов и предоставляемых работодателями, в Минсельхозпрод Республики Хакасия.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, письменно пояснил, что по указанным лицам проверка использования средств не проводилась.
Выслушав заявителей и их представителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствие со ст.ст. 25,26 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858 (в ред. От 28.04.2011г.) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. Право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336) постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336)
В силу ст.27 Типового положения: а) под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со LAW;n=97903;fld=134;dst=100013статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
На основании ст.28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения;
в) копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке);
г) копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей);
д) копии трудового договора с работодателем;
е) выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;
ж) документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
з) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, предусмотренном пунктом 26 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(пп. "з" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336)
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 31.07.2008 № 255 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», пунктом 33 которого установлено, что социальная выплата на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам из республиканского, федерального и местного бюджетов предоставляется в размере 80% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доли средств из федерального и республиканского бюджетов определяются на основании соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия и закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий год. Доля средств из бюджетов муниципальных образований определяется в пределах средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований на соответствующий год. Финансовое обеспечение расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья осуществляется за счет средств внебюджетных источников (собственных и (или) заемных средств молодых семей и молодых специалистов) в размере не менее 20%.
Из материалов дела усматривается: ДД.ММ.ГГГГ Патачаков А.А., Пак М.Г., Шалгинов В.Ю., Идимешева В.В., Араштаев Р.Г., Чечиев Ю.Ю., обратились в администрацию муниципального образования Алтайский район с заявлением о включении их семей в список участников программы.
Распоряжением главы муниципального образования Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> создана комиссия по вопросам реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утверждено положение о комиссии, к полномочиям которой отнесено принятие решения о принятии от граждан документов в целях их направления в уполномоченный орган государственной власти Республики Хакасия для решения вопроса о признании граждан участниками Программы, формирует общий список граждан, изъявивших желание участвовать в программе. Распоряжением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии по вопросам реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Из протокола № 104 заседания комиссии по вопросам реализации Долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года» от 19.08.2011 года следует, что комиссией принято решение об отказе в приятии документов заявителей Патачакова А.А., Пак М.Г., Шалгинова В.Ю., Идимешева В.В., Араштаева Р.Г., Чечиева Ю.Ю. на основании подпункта п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в связи с отсутствием разрешения на строительство, проектов, смет.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ администрацией возвращены заявителям пакеты документов для доработки.
Согласно трудовым договорам заявители работают в ООО «Алтай» специалистами: Патачаков А.А. – юрисконсультом, Пак М.Г. – юристом, Араштаев Р.Г. – бухгалтером, Шалгинов В.Ю. – сетевым администратором, Чечиев Ю.Ю. – товароведом, Идимешев В.В. – специалистом по АСУ, п.13 договоров предусмотрена обязанность работника, в случае предоставления ему субсидии на строительство жилья, отработать не менее 5 лет.
В соответствии с уставом ООО «Алтай», основной целью создания Общества является извлечение прибыли путем осуществления сельскохозяйственного производства, растениеводство, животноводств и т.п.
Гарантийными письмами ООО «Алтай» подтверждает готовность внесения 20% сметной стоимости жилых домов заявителей.
В пакетах документов, возвращенных заявителям, имеются копии паспортов заявителей и их супруг, свидетельств о браке, свидетельств о рождении детей, документов об образовании, о составе семей, трудовых договоров, заверенные в установленном порядке, справки администрации МО Белоярский сельсовет о том, что не имеют жилья на территории МО Белоярский сельсовет, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, гарантийные письма ООО «Алтай» о готовности оплатить 20% стоимости жилья каждого заявителя.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку как установлено в судебном заседании, заявители предоставили в комиссию администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года», все предусмотренные законодательством документы, решение комиссии, оформленное протоколом № 104 от 19.08.2011 года, об отказе в принятии документов является незаконным. Учитывая, что оспариваемым решением созданы препятствия для участия заявителей в программе «Социальное развитие села до 2012 года», суд находит требования заявителей подлежащими удовлетворению.
Требования в части обязания исполнения решения по истечение 5 дней после вступления решения суда в законную силу не основаны на законе, поскольку решение суда подлежит немедленному исполнению по вступлении его в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление Патачакова Андрея Антоновича, Шалгинова Вячеслава Юрьевича, Пак Михаила Германовича, Идимешева Владимира Валерьевича, Чечиева Юрия Юрьевича, Араштаева Романа Германовича о признании незаконным решения комиссии администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года», оформленного протоколом № 104 от 19.08.2011 года, об отказе в принятии документов и обязании Администрации муниципального образования Алтайский район Республики Хакасия включить их в сводный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» и направить список в Минсельхозпрод Республики Хакасия - удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы», программы «Социальное развитие села до 2012 года», оформленного протоколом № 104 от 19.08.2011 года об отказе в принятии документов.
Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район Республики Хакасия включить Патачакова Андрея Антоновича, Шалгинова Вячеслава Юрьевича, Пак Михаила Германовича, Идимешева Владимира Валерьевича, Чечиева Юрия Юрьевича, Араштаева Романа Германовича в сводный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы» и направить список в Минсельхозпрод Республики Хакасия».
В части требования об обязания исполнения решения по истечение 5 дней после вступления решения суда в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 14.09.2011 г.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.
Копия верна:
Судья Квасова О.М.