2-400/2011 решение об обязании обеспечить жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года                                                                                                    с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием заместителя прокурора Алтайского района Кисуркина С.А., при секретаре Леонович Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Васильевой Н.В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Васильевой Н.В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Васильева Н.В., являющийся лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей и состоящий на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания ГОУ «Профессиональный лицей № 2», то есть с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Васильеву Н.В. жилым помещением, просит обязать администрацию устранить нарушение социальных и жилищных прав Васильевой Н.В., обеспечить его по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебном заседании истица Васильева Н.В. исковые требования поддержала, пояснив, что ранее проживала временно с родителями по адресу: <адрес>, в квартире, выделенной ее дедушке совхозом. Кроме них там проживали бабушка, дедушка, дядя, тетя с детьми. После лишения родителей родительских прав их 4-х детей забрали в детский дом, в квартире остался проживать их дядя. В настоящее время он проживает там вместе с семьей в количестве 4-х человек, возражает против ее проживания в квартире и площадь квартиры маленькая не позволяет проживать там ей и ее брату и сестрам. После детского дома она проживала в общежитии лицея, с 2009 года проживает временно у тети в <адрес>, зарегистрирована у опекуна своей сестры ФИО1 в <адрес>, своего жилья не имеет.

Заместитель прокурора Алтайского района Кисуркин С.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что у Васильевой Н.В. право на получение жилья наступило в июне 2009 года.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкая Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что полагает, право истицы не нарушено, так как она признана нуждающейся в жилом помещении в сентябре 2011 года.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Краснопольский сельсовет Рудских Н.Н. с требованиями прокурора согласилась, пояснила, что истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в сентябре 2011г., в связи с тем, что не был готов в полном объеме пакет документов. Признает то обстоятельство, что квартира по адресу: <адрес>, была закреплена за Васильевой Н.В. необоснованно, из этой квартиры, кроме истицы после лишения родителей родительских прав всего в детский дом было помещено 11 детей, кроме детей: Васильевой Н.В. и ФИО4 оттуда забирали детей ФИО5. Квартира выделялась дедушке истицы ФИО7 на состав семьи: дедушка, бабушка – ФИО2 и их сын ФИО6 После приезда из <адрес> в квартире временно стали проживать и родители истицы с детьми. После лишения родительских прав детей поместили в детский дом. После смерти ФИО7 и Н.В. в квартире остался проживать их сын ФИО6 и проживает по настоящее время с семьей. Решение о закреплении этой квартиры за истицей было отменено в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие ее право собственности на квартиру, в ней проживает другая семья, площадь квартиры не позволяет проживать истице.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав истицу, заместителя прокурора Алтайского района, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.

Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Специалист Слынюк О.Н. пояснила, что работает в Управлении образования МО Алтайского района по опеке над несовершеннолетними. Вопросом закрепления жилого помещения занимался Краснопольский сельсовет. Ей не известно, на каком основании было закреплено жилье за Васильевой Н.В., документ о закреплении квартиры находился в личном деле.

Свидетель ФИО6 пояснил, что проживает в квартире по адресу: <адрес> момента выделения ее в 1980-х годах его родителям отцу ФИО7 и матери ФИО2 совхозом. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в квартире. В настоящее время в квартире проживает со своей семьей: сожительницей и ребенком и племянником ФИО5 Считает, что квартира принадлежит ему, так как выделялась его родителям, родители Васильевой проживали в ней временно, когда приехали их <адрес>, без регистрации, их дети после лишения родительских прав были помещены в детский дом, в квартире не были никогда зарегистрированы. Возражает против проживания истицы в квартире, так как квартира очень маленькая, состоит из одной комнаты и кухни, имеется холодная пристройка, в которой проживать невозможно, она не отапливается.

Свидетель ФИО5 пояснил, что зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время временно проживает в <адрес>, своего жилья не имеет.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в прокуратуру Алтайского района с заявлением по вопросу об обеспечении жильем.

Согласно свидетельству о рождении родителями Васильевой Н.В. являются ФИО3 и ФИО4

Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери В.Н..

Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО3 признаны безвестно отсутствующими.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Краснопольского управления Администрации МО Алтайского района за Васильевой Н.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ главы Краснопольского сельсовета распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за Васильевой Н.В. отменено.

В соответствие с лицевым счетом по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО6, ФИО5

Распоряжением администрации муниципального образования Краснопольский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении.

Согласно диплому, выданному ДД.ММ.ГГГГ Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 2», Васильева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ завершила обучение в данном учебном заведении.

Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Васильевой Н.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никакой недвижимости не значится.

Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах ФИО3, ФИО4, Васильевой Н.В. на недвижимое имущество, сведений о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес> не имеется.

Согласно лицевого счета истица зарегистрирована по адресу: <адрес>

Из технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> усматривается, что ее общая площадь составляет <данные изъяты> кв. м, площадь квартиры <данные изъяты> кв. м, жилая площадь – <данные изъяты> кв.м, в общую площадь включена холодная пристройка площадью <данные изъяты> кв.м.

Решением Совета депутатов МО Краснопольский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере: 33 кв. м для одиноко проживающего человека, 42 кв.м. на семью из двух человек, 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи составляющей 3 и более человек. Установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимой для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, в размере 14 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения на одного члена семьи.

Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2011 финансовом году, Васильева Н.В. в данном списке не значится.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Васильева Н.В., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя ответчика о том, что право Васильевой Н.В. на получение жилого помещения не нарушено, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Васильева Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении, доказательств наличия у нее жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком суду не представлено, законного права на проживание в квартире по адресу: <адрес> истицы не имеется, так как ей и ее родителям это жилое помещение не предоставлялось, в настоящее время в нем проживают другие граждане в количестве 4-х человек и по норме в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья учетная норма превышает имеющуюся в квартире площадь, право на получение жилого помещения не утратила, что не отрицается ответчиком, жилым помещением не обеспечен, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Васильевой Н.В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Васильевой Н.В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Васильеву Н.В. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме – с 31.10.2011 года.

Судья Алтайского

районного суда РХ                                                                                                        Квасова О.М.