РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием заместителя прокурора Алтайского района Кисуркина С.А., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Алтайского района об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Алтайского района об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 декабря 2011 года, мотивируя требования тем, что на территории муниципального образования Алтайский район проживают инвалиды (маломобильные группы населения), которые наряду со всеми гражданами нуждаются в беспрепятственном доступе к объектам социальной инфраструктуры (жилым, спортивным сооружениям, местам отдыха, культуры, медицинским, зрелищным и другим учреждениям). Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Постановлений Правительства РФ, Градостроительного кодекса РФ, СниПов, Свода Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», здание администрации муниципального образования Алтайский район, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Крыльцо здания не оборудовано пандусами и поручнями.
В судебном заседании заместитель прокурора Алтайского района Кисуркин С.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении мотивам, в вопросе об установлении срока для исполнения решения суда полагается на усмотрение суда.
Представитель ответчика Олехова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время проекта строительства пандуса не имеется, на это требуются денежные средства, некоторые виды работ не могут быть выполнены в зимнее время, необходимо провести торги на выполнение проекта строительства пандуса.
Выслушав заместителя прокурора Кисуркина С.А., представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная нашита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
В соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона «О техническом регулировании» и ст. 46 Градостроительного кодекса РФ нормы СниПов являются обязательными к применению.
СниП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» в приложении № 1 содержит перечень групп общественных зданий и комплекс сооружений.
В соответствии с п.п. 4.9, 4.11 и 4.20 указанного СниПа помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к земле. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифты и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
Аналогичные требования предусмотрены и в п.п. 3.14, 3.27 и 3.29 СниПа 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», введенные в действие постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73.
Число инвалидов (детей-инвалидов) постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях шииты прав неопределенного круга лиц.
Согласно акту проверки соответствия социально-значимых объектов муниципального образования Алтайский район доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан от 15.08.2011 года у крыльца здания, расположенного по адресу: с. Белый Яр, ул. Ленина, 74а отсутствует пандус и поручни.
Здание принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алтайский район, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 07.09.2011 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законодательством предусмотрено обязательное оборудование помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемых маломобильными посетителями, на уровне, ближайшем к земле, а в иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифты и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, а их отсутствие создает угрозу нарушения прав граждан, суд полагает необходимым требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Алтайского района об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, в соответствии с действующим законодательством - удовлетворить. При этом суд, учитывая необходимость составления проектно-сметной документации устройства пандуса, заключения соответствующих договоров на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», считает необходимым установить срок до 01.09.2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Алтайского района об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, маломобильных граждан в соответствии с действующим законодательством - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Алтайского района создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных посетителей в здание, расположенное по адресу: село Белый Яр, ул. Ленина 74 А, в соответствии с действующим законодательством в срок до 1 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 28.11.2011 г. через Алтайский районный суд.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.