РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Алтайский район «Кировское», администрации Кировского сельсовета об обязании устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия обратилось в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Алтайский район «Кировское» (далее МУП «Кировское») об обязании устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения, мотивируя требования тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору исполнения санитарного законодательства установлено, что холодное водоснабжение потребителей с. Кирово в нарушение п. 3.5 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ст. 18, ч. 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляется из подземных источников центрального водоснабжения, не имеющих документов, подтверждающих безопасность и качество воды. Проект зон санитарной охраны для водоисточника «Центральный» не разработан, что является нарушением п. 1.11., СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта «Ленинский сад», что не соответствует требованиям п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 4. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Границы первого пояса (зоны строго режима) водоисточника «Центральный» и водоисточника «Ленинский сад» установлены на расстоянии 10-15 метров от водозаборов, что является нарушением п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02. Мероприятия по организации зон санитарной охраны водоисточника «Центральный» не обеспечиваются: вплотную к ограждению первого пояса зоны санитарной охраны водозабора «Центральный» расположены частные хозяйственные постройки и огороды жителей с. Кирово, являющиеся объектами, обуславливающими опасность микробного загрязнения подземных вод, что не соответствует требованиям п. 3.2.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02. Ответчиком не проводился производственный контроль за качеством питьевой воды посредством лабораторных исследований и испытаний в 2009-2010гг., в первом полугодии 2011 год, что не соответствует требованиям п. 4.2, п. 4.3, п. 4.4, п. 4.5 СанПиН:-2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». По результатам проведенных исследований все пробы воды не соответствовали гигиеническим нормативам по жесткости, минерализации, выявлялось повышенное содержание нитратов. В результате несоблюдения санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории с.Кирово сохраняется неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, а также создана угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, связанная с употреблением питьевой воды. Ответчик МУП «Кировское» не выполняет надлежащим образом обязательств по предоставлению услуги холодного водоснабжения надлежащего качества, нарушая тем самым права неопределенного круга потребителей, проживающих в с. Кирово Алтайского района Республики Хакасия, на приобретение услуги надлежащего качества. В связи с чем истец просил обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения и требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в этих целях: получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проект зон санитарной охраны для водоисточника «Центральный»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта «Ленинский сад»; установить границы первого пояса (зоны строго режима) водоисточников в соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, обязать ответчика поставлять потребителям питьевую воду надлежащего качества, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», обязать ответчика довести в установленный законом срок через средства массовой информации, до сведений потребителей решение суда.
22.11.2011 года истец уточнил исковые требования просил обязать МУП «Кировское» в с. Кирово Алтайского района Республики Хакасия прекратить использование скважины № 740, расположенной в с. Кирово, в качестве источника питьевого водоснабжения населения посредством отключения ее от сети села Кирово с 01.02.2012 года; обязать МУП «Кировское» устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения и требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в этих целях: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважина № 1156) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до 01.12.2012 года; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта «Ленинский сад» (скважина № 1156), в срок до 01.12.2012 года; установить границы первого пояса (зоны строго режима) для скважины № 1156 в соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.12.2012 года, обязать МУП «Кировское» проводить в рамках производственного контроля лабораторные исследования проб воды из скважины № 1156 на микробиологические и санитарно-химические показатели с кратностью 1 раз в месяц в течение 1 года, обязать МУП «Кировское» для уменьшения общей жесткости и минерализации воды в скважине № 1156, установить систему водоочистки в срок до 01.05.2012 года, обязать МУП «Кировское» довести судебное решение через средства массовой информации до сведений потребителей, в течение месяца со дня вступления в силу, обязать администрацию Кировского сельсовета организовать в границах с. Кирово водоснабжение населения в соответствии с п. 4. ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца Пузырева И.И. поддержала уточненные исковые требования по изложенным в исковом заявлении мотивам.
Представители ответчиков МУП «Кировское» Дегтярев Н.Н., администрации Кировского сельсовета Коваль В.Т. пояснили, что согласны с исковыми требованиями.
Выслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 4 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 3.5. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктом 1.11. СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрено, что проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально
В силу п. 4. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам
Пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м- при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Согласно п. 1,2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Как усматривается из материалов дела, скважины, расположенные в с. Кирово являются муниципальной собственностью муниципального образования Кировский сельсовет.
Из Устава МУП МО Кировский сельсовет усматривается, что предприятие осуществляет деятельность по распределению воды.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район от 30.10.2006 года № 40 в уставной фонд МУП «Кировское» переданы три артезианских скважины.
Из протокола осмотра, проведенного специалистом Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 22.03.2011 года усматривается, что на водоисточник «Центральный» (скважина) не представлен проект организации зон санитарной охраны (далее ЗСО) и санитарно-эпидемиологическое заключение. Радиус первого пояса ЗСО составляет 10-15 метров. Радиус первого пояса ЗСО водоисточника «Ленинский сад» (скважина) составляет 10-15 метров. Программа производственного контроля не разработана.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.04.2011 года МУП «Кировское» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению) по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде на водоисточниках «Центральный», «Ленинский сад».
Из имеющихся в материалах дела протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений следует, что пробы питьевой воды, отобранные на водоисточниках с. Кирово по исследованным санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик МУП «Кировское», оказывая услуги по предоставлению холодного водоснабжения, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, снабжает граждан недоброкачественной питьевой водой, небезопасной для их жизни и здоровья, а ответчик администрация Кировского сельсовета ненадлежащим образом исполняет полномочия по организации водоснабжения в с. Кирово.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия к МУП «Кировское», администрации Кировского сельсовета об обязании устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия к МУП «Кировское», администрации Кировского сельсовета об обязании устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» в с. Кирово Алтайского района Республики Хакасия прекратить использование скважины № 740, расположенной в с. Кирово, в качестве источника питьевого водоснабжения населения посредством отключения ее от сети села Кирово с 01.02.2012 года.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» устранить нарушения прав потребителей на получение качественного водоснабжения и требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в этих целях: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважина № 1156) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до 01.12.2012 года; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта «Ленинский сад» (скважина № 1156), в срок до 01.12.2012 года; установить границы первого пояса (зоны строго режима) для скважины № 1156 в соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.12.2012 года.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» проводить в рамках производственного контроля лабораторные исследования проб воды из скважины № 1156 на микробиологические и санитарно-химические показатели с кратностью 1 раз в месяц в течение 1 года.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» для уменьшения общей жесткости и минерализации воды в скважине № 1156, установить систему водоочистки в срок до 01.05.2012 года.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» довести судебное решение через средства массовой информации до сведений потребителей в течение месяца со дня вступления в силу.
Обязать администрацию Кировского сельсовета организовать в границах с. Кирово водоснабжение населения в соответствии с п. 4. ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 29.11.2011 г. через Алтайский районный суд.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.