РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием прокурора Соколова Е.В., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» об обязании установить стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных на 420 и 422 км автодороги М-54 «Енисей»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд в защиту неопределенного круга лиц с иском ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» об обязании установить стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных на 420 и 422 км автодороги М-54 «Енисей», мотивируя требования тем, что на участке автомобильной дороги федерального значения М-54 «Енисей» на 420 км и 422 км отсутствует наружное освещение на пешеходных переходах. Данный участок дороги находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал». Непринятие мер по освещению пешеходных переходов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Соколов Е.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении мотивам, просил обязать ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» установить стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных на 420 и 422 км автодороги М-54 «Енисей».
Представитель ответчика Роговой В.Е. пояснил, что не согласен с требованиями, признает, что обязанность по содержанию автомобильной дороги лежит на ФКУ «Байкалуправавтодор», которое принимает меры для исполнения данной обязанности, проведение этих работ запланировано на 2012-2013 годы.
Представитель третьего лица начальник ГИБДД ОМВД России по Алтайскому району Герман А.В. исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что в соответствии с Уставом предметом ведения ФКУ «Байкалуправавтодор» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Поскольку работы по оборудованию пешеходных переходов электрическим освещением не предусмотрены в государственном контракте, заключенном между ФКУ «Байкалуправавтодор» и ОАО ДЭП № 369, указанные работы должны осуществляться ФКУ «Байкалуправавтодор». В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы должны быть оборудованы стационарным наружным освещением для обеспечения безопасности людей, поскольку в темное время суток у водителя ограничена видимость проезжей части дороги, что влечет совершение дорожно-транспортных происшествий.
Выслушав прокурора Алтайского района, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьями 17,18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 3 указанного закона в понятие автомобильной дороги включаются элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся, в том числе остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки.
Согласно п. 5.3.2.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст остановочный пункт должен состоять, в том числе из следующих элементов: пешеходный переход, освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Пунктами 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на внеуличных пешеходных переходах.
Как усматривается из материалов дела за ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» на праве оперативного управления закреплен участок автомобильной дороги М-54 «Енисей» (Республика Хакасия) протяженностью 186,1 км.
Согласно п.п. 1.2, 3.3, 3.2.2 Устава ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» учреждение предназначено для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение выполняет функцию организации принятия мер по обеспечению соответствия автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Письмом от 03.02.2011 года ГИБДД ОМВД России по Алтайскому району информировало ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» о том, что на 420 км автодороги «Енисей» в период с 2008 по 2011 годы зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, на 422 км. – 1 дорожно-транспортное происшествие. Происшествия имели место в сумерки или в темно время суток. Сопутствующими причинами ДТП является недостаточное освещение.
В ответе на указанное письмо ответчик сообщил, что на данном участке проведен капитальный ремонт, выделение финансирования на этот участок дороги в соответствии с Приказом Минтранса России № 157 от 01.11.2007 года «Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них» возможно через 12 лет.
Из письма УГИБДД МВД по РХ от 12.09.2011 года следует, что на 420, 422 км. автомобильной дороги М-54 «Енисей» отсутствует наружное освещение на двух пешеходных переходах, что является нарушением п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие ответчиком мер по организации освещения на пешеходных переходах на автомобильной дороге, наличие которого является обязательным в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, создает угрозу нарушения прав граждан в области дорожного движения, в связи с чем находит требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» об обязании установить стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных на 420 и 422 км автодороги М-54 «Енисей» - удовлетворить.
Обязать ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» установить стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах, расположенных на 420 и 422 км автодороги М-54 «Енисей».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 02.12.2011 г. через Алтайский районный суд.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.