2-431/2011 решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года                                                                   с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Очурский сельсовет о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, об обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории МО Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства, очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. и Администрации муниципального образования Алтайского района о признании незаконными бездействия по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления, об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с территории МО Очурский сельсовет,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Очурский сельсовет о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, об обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории МО Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства, очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. и Администрации муниципального образования Алтайского района о признании незаконными бездействия по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления, об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с территории МО Очурский сельсовет, мотивируя требования тем, что в ходе проведения комплексной проверки установлены следующие нарушения: в нарушение п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» не оборудовано место сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп; образующиеся в результате деятельности отходы не имеют паспортов, чем нарушается требование п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; сбор и вывоз отходов, образующихся на территории с. Очуры, д. Монастырка, органом исполнительной власти местного самоуправления не организован в соответствии с требованиями законодательства, соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделения на виды органом местного самоуправления не определен; Администрацией Очурского сельсовета не определена организация, имеющая право на осуществление сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории поселения и отвечающая предъявляемым законодательством требованиям; МУП «Енисей», с которым заключен договор № 18 от 11.01.2011 на уборку мусора, не имеет паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности; в нарушение п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил инормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 в поселении отсутствуют места временного складирования мусора; отходы, образующиеся в с. Очуры, вывозятся на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. и размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется. Земельный участок, на котором размещаются отходы производства и потребления с. Очуры, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласованы с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы). Место размещения отходов с. Очуры не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16. Администрацией Очурского сельсовета длительное время не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Очуры, к определению организации, имеющей лицензию на обращение с отходами. Администрацией муниципального образования Алтайский район ненадлежащее исполняется обязанность по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории муниципального образования Очурский сельсовет. Неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, которое гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В связи с чем, прокурор Алтайского района просил признать действия администрации муниципального образования Очурский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Очурский сельсовет, размещение их на территории несанкционированной свалки с нарушением действующего законодательства незаконными, обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.12.2011 года, обязать администрацию муниципального образования Очурский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке, расположенном в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. Установить для этого ответчику срок, обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. № 80, установить для этого ответчику срок, обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет разработать паспорта отходов Администрации муниципального образования Очурский сельсовет и организовать место временного складирования люминесцентных ламп, признать бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления незаконным, обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования Очурский сельсовет. Установить для этого срок ответчику.

    10.11.2011 года прокурор Алтайского района уточнил требования просил признать действия Администрации муниципального образования Очурский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Очурский сельсовет, размещение их на территории несанкционированной свалки с нарушением действующего законодательства незаконными, обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.12.2011, обязать администрацию муниципального образования Очурский сельсовет очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м., установить для этого ответчику срок, обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет разработать паспорта отходов Администрации муниципального образования Очурский сельсовет и организовать место временного складирования люминесцентных ламп, признать бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления незаконным, обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования Очурский сельсовет, установить для этого срок ответчику.

В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. от требования об обязании разработать паспорта отходов Администрации муниципального образования Очурский сельсовет и организовать места временного складирования люминесцентных ламп отказалась в связи с добровольным удовлетворением требований, в остальной части уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении мотивам, просила установить срок по требованию к администрации Очурского сельсовета об организации сбора и вывоза отходов до 01.01.2012 года, по очистке свалки – до 01.09.2012 года, по требованию к Администрации Алтайского района – до 01.01.2012 года.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Очурский сельсовет Клевцова Л.В. пояснила что не согласна с требованием об обязании очистить от отходов производства и потребления земельный участок, поскольку он не находится в ведении сельского совета. Постановлением администрации Алтайского района этот участок выделен для санкционированной свалки и передан в безвозмездное пользование муниципальному образованию Очурский сельсовет для хранения отходов на срок до 01.01.2011 года. Администрация поселения не имеет полномочий. На 2011 год полномочия по утилизации и переработке отходов сельскому совету не передавались.

Представитель администрации муниципального образования Алтайский район Мухин А.А. исковые требования не признал, пояснил, что администрацией полномочия по утилизации и переработке отходов исполняются надлежащим образом, ведется разъяснительная работа с юридическими лицами которые заключают договоры с организациями, имеющими лицензию на утилизацию люминесцентных ламп, машинных масел, имелись решения о передаче полномочий утилизации и переработке отходов, которые должен был исполнять сельский совет.

Представитель администрации муниципального образования Алтайский район Кыров В.В. исковые требования не признал.

Представитель третьего лица ЗАО «Очурское» Ревенко В.А. пояснил, что земельный участок, занятый свалкой, ЗАО «Очурское» не предоставлялся.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, письменно выразил согласия с требованиями прокурора.

Выслушав помощника прокурора Асочакову Г.Г., представителей ответчиков, представителя третьего лица ЗАО «Очурское»,изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Специалист Алтайского отдела Росреестра по РХ Асриянц Р.Г. суду пояснила, что Алтайский отдел Россреестра по РХ не располагает документами о том, что земельный участок на котором расположена несанкционированная свалка находится в пользовании ЗАО «Очурское». Данный земельный участок находится в границах муниципального образования Очурский сельсовет.

Как усматривается из материалов дела постановлением администрации муниципального образования Алтайский район от 26.07.2007 г. № 471 муниципальному образованию Очурский сельсовет в безвозмездное временное пользование предоставлена несанкционированная свалка для хранения твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. сроком до 01.01.2011 года.

26.07.2007 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район и муниципальным образованием Очурский сельсовет заключен договор безвозмездного пользования указанной несанкционированной свалкой.

Согласно письму главы муниципального образования Очурский сельсовет от 11.10.2011 года Администрация муниципального образования Очурский сельсовет отказалась продлять договор от 26.07.2007 года.

Факт того, что свалка для хранения твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. несанкционированна, ответчиками не оспаривался.

11.01.2010 года между МУП «Енисей» и Администрацией муниципального образования Очурский сельсовет заключен договор №10 на выполнение работ по сбору и вывозу мусора сроком до 31.12.2010 года.

Согласно информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» место складирования отходов в с.Очуры расположено по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. Отходы размещены навалом непосредственно на поверхности земли. Прием и размещение отходов не контролируется. Земельные участки, на которых организовано размещение твердых бытовых отходов, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений. Место складирования твердых бытовых отходов не оборудовано в соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Согласно справке Государственного комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия свалка не включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Свалка является несанкционированной, подлежит ликвидации и рекультивации.

01.01.2011 года между ООО «Эко-Меркурий» и администрацией муниципального образования Алтайский район заключен договор на оказание услуг по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп.

Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район от 20.10.2011 года несанкционированная свалка для хранения твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р.Енисей, в реестре муниципальной собственности не значится.

Постановлением администрации муниципального образования Алтайский район от 18.11.2011 года № 714 сельским поселениям, расположенным в границах Алтайского района, гражданам и юридическим лицам независимо от форм собственности рекомендовано заключать договоры на оказание услуг по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

В подтверждение исполнения полномочий по утилизации и переработке администрацией муниципального образования Алтайский район представлены договоры между ООО «Эко-Меркурий» и МДОУ Очурский детский сад «Колосок», МОУ «Очурская СОШ» на оказание услуг по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп. В подтверждении довода о проведении разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами представлена статья «Утилизация отходов», опубликованная в газете «Сельская правда» от 17.11.2011 года № 175.

Решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 09.04.2009 года № 38 органам муниципального образования Очурский сельсовет переданы полномочия по организации и переработке бытовых и промышленных отходов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия муниципальных образований Очурский сельсовет и Алтайский район в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования Очурский сельсовет и организации утилизации и переработки отходов, вывозимых с его территории, соответственно.

Учитывая, что неисполнение администрациями муниципальных образований Очурский сельсовет и Алтайский район требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Очурский сельсовет о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, об обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства, очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м., и Администрации муниципального образования Алтайского района о признании незаконными бездействия по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с территории муниципального образования Очурский сельсовет - удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации муниципального образования Очурский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Очурский сельсовет, размещение их на территории несанкционированной свалки с нарушением действующего законодательства.

Обязать Администрацию муниципального образования Очурский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Очурский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.01.2012 года, очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в муниципальном образовании Очурский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры, в пойме р. Енисей, общей площадью 79900 кв.м. в срок до 1.09.2012 года.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования Очурский сельсовет в срок до 1.01.2012 года.

            Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 28.11.2011 г. через Алтайский районный суд.

Судья Алтайского

районного суда                                                                                                                   Квасова О.М.