РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское», администрации Кировского сельсовета об обязать МУП «Кировское» обеспечить населения села Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязании администрации Кировского сельсовета организовать проведение изыскания на предмет определения нового источника питьевого водоснабжения для жителей села Кирово в срок до 01.12.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Кировский сельсовет «Кировское» (далее МУП «Кировское»), администрации Кировского сельсовета об обязании администрации Кировского сельсовета организовать работу МУП «Кировское» по обеспечению населения с. Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязании МУП «Кировское» организовать производственный контроль на водозаборных скважинах, организовать первый пояс зоны санитарной защиты на водозаборных скважинах, разработать проект организации зоны санитарной защиты на водозаборные скважины, получить санитарно–эпидемиологическое заключение о соответствии водоисточников требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории с. Кирово функционируют два подземных водоисточника: водозаборная скважина № 740 и водозаборная скважина № 1156. Водозаборные скважины не имеют санитарано-эпидемиологического заключения и проекта организации зоны санитарной охраны. Первый пояс зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 740 огорожен в радиусе менее 30 м., на водозаборной скважине № 1156 первый пояс санитарной охраны не огорожен. Существующие жилые застройки находятся в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 740. Пробы питьевой воды по химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН. Производственный контроль на водозаборной скважине № 1156 не проводится. МУП «Кировское» длительное время не соблюдаются требования федерального санитарно-эпидемиологического законодательства при обеспечении населения с. Кирово питьевой и хозяйственно-бытовой водой. Что влечет нарушение прав граждан на здоровье гарантированное ч.1 ст. 41 Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. уточнила исковые требования просила обязать МУП «Кировское» обеспечить население села Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязать администрацию Кировского сельсовета организовать проведение изыскания на предмет определения нового источника питьевого водоснабжения для жителей села Кирово в срок до 01.12.2012 года.
Представители ответчиков МУП «Кировское» Дегтярев Н.Н., администрации МО Кировского сельсовета Коваль В.Т. пояснили, что согласны с исковыми требованиями.
Выслушав помощника прокурора Алтайского района и ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 4 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 3.5. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктом 1.11. СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрено, что проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально
В силу п. 4. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам
Пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м- при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Согласно п. 1,2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Пунктами 3.1., 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как усматривается из материалов дела, скважины, расположенные в с. Кирово являются муниципальной собственностью муниципального образования Кировский сельсовет.
Из Устава МУП МО Кировский сельсовет усматривается, что предприятие осуществляет деятельность по распределению воды.
Согласно справке по результатам осмотра водоисточников в с. Кирово Алтайского района от 04.10.2011 года первый пояс зоны санитарной охраны составляет менее 30 м. На территории первого пояса отсутствуют дорожки с твердым покрытием, территория не охраняется, отвод для поверхностного стока отсутствует. Расстояние до ближайших существующих жилых застроек частных домовладений (садово-огородные участки, дворовые уборные) от водозаборной скважины № 740 составляет менее 20 м. проект организации зоны санитарной охраны на водозаборной скважине № 1156 отсутствует. Первый пояс зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 1156 имеется, но не огорожен.
Из информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» следует, что водозаборные скважины не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, проект организации зоны санитарной охраны отсутствуют, пробы питьевой воды по исследованным санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Из имеющихся в материалах дела протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений следует, что пробы питьевой воды, отобранные на водоисточниках с. Кирово по исследованным санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик МУП «Кировское», оказывая услуги по предоставлению холодного водоснабжения, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, снабжает граждан недоброкачественной питьевой водой, небезопасной для их жизни и здоровья, а ответчик администрация Кировского сельсовета ненадлежащим образом исполняет полномочия по организации водоснабжения в с. Кирово.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц об обязании МУП «Кировское» обеспечить население села Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязании администрации Кировского сельсовета организовать проведение изыскания на предмет определения нового источника питьевого водоснабжения для жителей села Кирово в срок до 01.12.2012 года подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц об обязании МУП «Кировское» обеспечить население села Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязании администрации Кировского сельсовета организовать проведение изыскания на предмет определения нового источника питьевого водоснабжения для жителей села Кирово в срок до 01.12.2012 года - удовлетворить.
Обязать МУП «Кировское» обеспечить население села Кирово безопасной водой в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Обязать администрацию Кировского сельсовета организовать проведение изыскания на предмет определения нового источника питьевого водоснабжения для жителей села Кирово в срок до 01.12.2012 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 09.12.2011 г. через Алтайский районный суд.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.