2-494/2011 решение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года                                                                                                        с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием прокурора Соколова Е.В., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в интересах Гладкова П.М. и Рязановой Н.П. к Гомоновой С.М. о запрете эксплуатации свинарника и загонов, расположенных по адресу: <адрес>, для содержания животных, как не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд с иском в интересах Гладкова П.М. и Рязановой Н.П. к Гомоновой С.М. о запрете эксплуатации свинарника и загонов, расположенных по адресу: <адрес>, для содержания животных, как не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки по коллективному обращению жителей <адрес> установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеется свинарник общей площадью 106,4 кв.м, два загона, в которых содержится <данные изъяты> голов свиноматок, <данные изъяты> голов поросят от 3 месяцев, <данные изъяты> голов поросят-сосунов. Расстояние от хозяйственных построек до жилых домов соседей Гладкова П.М. и Рязановой Н.П. не превышает 10 метров. Из-за зловонного запаха, исходящего от хозяйственных построек, Гладков П.М. и Рязанова Н.П. испытывают дискомфорт, моральные и нравственные страдания, не имеют возможности находиться на своем земельном участке. В соответствии с СанПиН для хозяйств с содержанием животных до 100 голов предусматривается санитарная защитная зона 100 метров. Ответчицей допущено нарушение водного законодательства. Несоблюдением указанных норм при ведении свиноводства создаются препятствия для осуществления гражданами их прав и законных интересов, угроза для их жизни и здоровья, нарушаются их имущественные права.

В судебном заседании прокурор Соколов Е.В. и истцы Гладков П.М., Рязанова Н.П. исковые требования поддержали.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Гладков П.М. пояснил, что из-за запаха проживать им в своих домах невозможно, он не использует половину огорода, вне помещения нельзя сушить белье. Запах ощущается даже в доме. Из-за запаха много мух и крыс.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица Рязанова Н.П. пояснила, что в 2008 году Гомонова С.М. также много содержала свиней, у нее (Рязановой Н.П.) случился отек Квинке, из-за чего она переехала к дочери. Когда Гомоновы открывают свинарник, стоит сильный запах. Она была вынуждена прекратить использование части огорода в связи с невозможностью находится там из-за сильного запаха, исходящего от места содержания свиней ответчицей.

Ответчица Гомонова С.М. и ее представитель Белоглазов С.П. исковые требования не признали, подтвердили факт содержания свиней в количестве <данные изъяты> штук, пояснили, что навоз от свиней складируется на огороде в качестве парников для выращивания растений, в выгульных двориках отсутствуют водонепроницаемые полы, умерших, мертворожденных животных они сжигают в печи. В 2009 году ответчицей приобретен земельный участок и дом в <адрес>. В настоящее время там завершено строительство свинарника большего размера, чем в <адрес>, в который планируется перевоз части свиней.

Представитель ответчицы Белоглазов С.П. пояснил, что наличие запаха не доказано. Хозяйственные постройки Гомоновой С.М. не являются фермой, соответственно требования, предъявляемые к фермам, на её постройки не распространяются. Гомонова С.М. ведет личное подсобное хозяйство. Нарушения не могут являться основанием для запрещения содержать свиней.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия Артемова С.Ю. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что в соответствии со статьей 13 Закона «О ветеринарии» владельцы животных должны соблюдать нормы размещения животных в помещении, на имеющейся площади у Гомоновой С.М. <данные изъяты> голов, что является скученным содержанием. Надлежащий ветеринарный контроль не осуществляется. В случае возникновения любой болезни может произойти моментальное распространение любой болезни. Санитарных разрывов нет. Навоз от свиньей имеет специфический аммиачный запах, содержит сероводород и другие вредные вещества, которые накапливаются, может наносить вред. Обязательных медицинских исследований на содержание гельминтов, лечение от гельминтов в данном хозяйстве не проводилось. Для личного подсобного хозяйства содержание 200 голов свиней противоречит требованиям санитарно-эпидемилогических правил. Владелец обязан содержать животных в нормальных условиях. Условия в хозяйстве Гомоновой С.М. способствуют быстрому распространению болезней из-за высокой контактности. В акте проверки было зафиксировано, что дезбарьеров не было, не было побелено, дезинфекции нет, полы в выгульных дворах земляные. Они должны подвергаться дезинфекции. Остатки жизнедеятельности не могут вывозиться на свалку, поскольку у свиней едкие специфические выделения. Такое поголовье свиней нужно выносить за пределы населенного пункта в целях обеспечения нормальной жизни людей.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия Рыбина Е.А. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что свинарник площадью 106, 4 кв.м. не рассчитан на содержание большого количества свиней, выполнен из бруса, внутренние перегородки и стены из досок, не окрашены. Согласно ГОСТу 27774-88 «Свиноводство: термины и определения» свинарник ответчицы имеет статус свиноводческой фермы. Соответственно, территория, на которой располагаются животноводческие здания, должна быть удалена от открытых водоисточников (реки, озера) на расстояние не менее 500 м (п.9.1 СНиП 2.10.03.84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения), санитарно-защитная зона от массовой жилой застройки до свиноводческой фермы при одновременном содержании до 1000 голов свиней должно быть 300м. Вдоль границ территории свиноводческой фермы и по возможности между отдельными зданиями необходимо создавать зеленую зону из древесных растений. Эти нормы санитарных требований ответчицей Гомоновой С.М. не соблюдаются, поэтому на территории усадьбы Гомоновой С.М. сильный запах. Запах меняется в зависимости от направления ветра, усиливается, поднимается вверх, перемещается на соседние участки вместе с потоками воздуха. Не соблюдаются нормы площадей для содержания животных, имеющейся площади у ответчицы недостаточно. В нарушение п.6.5.4. строительные конструкции стен, перегородок, покрытий и полов не являются устойчивыми к воздействию дезинфекционных веществ и к повышению влажности, не выделять вредных веществ, отсутствуют, дезбарьеры, дезковрики, контейнер для сора трупов павших животных и конфискатов. В нарушении требований СНиП свиноводческая ферма ответчицы возведена на территории жилого района в центре села без согласования государственных органов надзора. Она не обустроена в соответствии с требованиями правил и норм. Отходы свиноводства складируются в огороде на берегу протоки реки Абакан и не вывозятся годами. Не соблюдены санитарно-защитные зоны, расстояние до ближайших жилых помещений 20 м. в настоящее время требуется прекращение деятельности свинарника и очистка его территории от продуктов жизнедеятельности свиней.

Выслушав прокурора, истцов, ответчицу и ее представителя, представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичное положение содержится также в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Аналогичное требование содержится также в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которому приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с ч.4 ст.12 от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

В силу ст. 12. Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

В соответствии с п. 1.2. "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пунктом 1.5 установлено, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона).

Согласно санитарной классификации промышленных объектов и производств в п.7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", который подразделяет объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, Хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов относятся к У классу опасности - санитарно-защитная зона 50 м. Хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 100 голов - относятся к V классу опасности - санитарно-защитная зона 100 м. Свинофермы до 4 тыс. голов к Ш классу опасности - санитарно-защитная зона 300 м.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Свидетели ФИО7 и ФИО1, проживающие в домах <адрес> по <адрес>, показали суду, что в течение последних 4-х лет ответчица Гомонова С.М. содержит на участке <адрес> по <адрес> в <адрес> <данные изъяты> свиней, в связи с чем появились сильный запах, огромное количество мух, крыс, мышей. Им и истцам невозможно дышать в огороде, ограде и даже в доме, невозможно с аппетитом поесть пищу, даже проходящие по улице люди обращают внимание на имеющийся запах.

Свидетели ФИО6, ФИО2, ФИО5 показали, что не ощущают запаха от подворья Гомоновой С.М. Суд критически относится к показаниям данных свидетелей, поскольку наличие запаха подтверждено специалистами ветнадзора, не отрицается ответчицей Гомоновой С.М. Свидетели проживают на более удаленном расстоянии от усадьбы дома, где содержит свиней ответчица.

Специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ Ултургашева Е.В. пояснила, что поддерживает требования прокурора, в августе 2011 года она участвовала в проведении проверки на территории свинарника ответчицы, где содержалось <данные изъяты> свиней. Был осуществлен выезд, выявлены нарушения санитарных норм и правил, отсутствует санитарно-защитная зона 100 м, происходит вредное воздействие на окружающую среду и людей: сильный запах, грызуны, которые могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний, отсутствует твердое покрытие земляных полов в прогулочных дворах, поэтому фекалии, вредные вещества проникают в источники водоснабжения. Имелся запах на территории, сильный запах был при подъезде к дому, вредные вещества от навоза свиней выделяются: аммиак, сероводород, которые вызывают раздражение органов дыхания, аллергические реакции, сыпь.

Специалист Конгаров М.С. пояснил, что в настоящее время на пенсии, в течение прошлых двух лет работал заведующим ветучастком в <адрес>, в силу своей работы он находился по адресу: <адрес>, на территории свинарника у Гомоновой С.М., выполнялись плановые обработки свиней. При составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ участвовал, подтверждает, что в загонах грязно, не убирается. На земельном участке ответчицы имеется специфический резкий запах.

Как усматривается из материалов дела Рязанова Н.П. и Гладков П.М. обратились к прокурору Алтайского района с заявлением, в котором просили обратиться в суд в защиту их интересов, в связи с тем, что соседи содержат свиней в количестве <данные изъяты> голов в непосредственной близости их домов, что делает невозможным проживание.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Гладков П.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Рязанова Н.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежал на праве собственности ФИО4, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Из наследственных дел усматривается, что после смерти ФИО4, в наследство вступила ФИО3, после смерти которой, в наследство вступила Гомонова С.М.

Согласно справкам администрации муниципального образования Изыхский сельсовет и акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от свинарника, расположенного по адресу: <адрес>, до жилого дома Рязановой Н.П. составляет 30 метров, до жилого дома Гладкова П.М. – 24 метра.

Согласно справке администрации муниципального образования Изыхский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Гомонова С.М. имеет в личном хозяйстве <данные изъяты> свиноматок, хряка, поросят до месяца <данные изъяты> штук, поросят четырехмесячных <данные изъяты> штук.

ДД.ММ.ГГГГ жители п.Изыхские Копи обратились в прокурату Республики Хакасия с просьбой помочь в решении вопроса о неправомерном строительстве и содержании свинофермы в центре поселка.

Из письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от 25.08.2011 года следует, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ветеринарного законодательства, в частности отсутствие санитарных защитных зон, отсутствие необходимой планировки самой фермы и ее ограждения и изоляции, нарушения норм площадей и размеров технологических элементов для содержания животных. Нарушен пункт 3.20 СанПин 2.10.03-84 «Животноводческие, птицеводческие, звероводческие помещения». Нарушены действующие ветеринарно-санитарные и гигиенические требования к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания, утилизации навоза, получаемого на животноводческих фермах и комплексах.

Согласно справке Государственного комитета по охране животного мира Республики Хакасия от 18.08.2011 года при проведении проверки установлено, что по адресу: <адрес>, гражданка Гомонова С.М. за забором в водоохраной зоне реки Абакан осуществляла складирование отходов производства и потребления, в том числе навоз.

Согласно справке специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребназдора по <адрес> Ултургашевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки выявлено нарушение требований раздела ДД.ММ.ГГГГ Сан ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которым хозяйства, содержащие животных до 100 голов, относятся к IV классу опасности, для которых устанавливается размер санитарно-защитной зоны 100 метров.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку, содержание и разведение ответчицей большого количества свиней с нарушением требований санитарных правил и норм нарушает права истцов на благоприятную окружающую среду, создает препятствия в пользования своими жилыми помещениями, доставляет истцам определенные неудобства из-за сильного запаха, распространения мух и крыс.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет, поэтому с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Гладкова П.М. и Рязановой Н.П. к Гомоновой С.М. о запрете эксплуатации свинарника и загонов, расположенных по адресу: <адрес>, для содержания животных - свиней, как не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, - удовлетворить.

Запретить Гомоновой С.М. эксплуатацию свинарника и загонов, расположенных по адресу: <адрес>, для содержания животных - свиней, как не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Взыскать с Гомоновой С.М. в местный бюджет муниципального образования Алтайский район государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение 10 дней с момента принятия судом решения в окончательной форме – с 12.12.2011 года.

Судья Алтайского

районного суда                                                                                                              Квасова О.М.