РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием прокурора Алтайского района Соколова Е.В., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кировского сельсовета о признании действия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Кирово, размещение их на территории земельного участка, расположенного в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) с нарушением действующего законодательства незаконными, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Кирово в соответствии с нормами действующего законодательства, обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке, расположенном в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кировского сельсовета о признании действия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Кирово, размещение их на территории земельного участка, расположенного в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) с нарушением действующего законодательства незаконными, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Кирово в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.12.2011, обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке, расположенном в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы), обязании организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, обязании разработать паспорта отходов администрации и организовать место временного складирования люминесцентных ламп, к администрации муниципального образования Алтайский район о признании бездействия администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Кировский сельсовет незаконным, обязании администрации муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования - Кировский сельсовет, мотивируя требования тем, что в ходе проведения комплексной проверки установлены следующие нарушения: в нарушение требований ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответчиком не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. В нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответчик не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по РХ, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор и вывоз отходов, образующихся на территории с. Кирово органом исполнительной власти местного самоуправления не организован в соответствии с требованиями законодательства, соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделения на виды органом местного самоуправления не определен. При осмотре места размещения отходов села Кирово, установлено, что на земельном участке без каких-либо правоустанавливающих документов и санитарно-эпидемиологических заключений размещены отходы производства и потребления. Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка не проводилась, организация принимающая отходы не определена. Администрацией Кировского сельсовета не определена организация имеющая право на осуществление сбора и вывоза отходов. Паспортов отходов не имеется. Отсутствуют места временного складирования мусора.
22.11.2011 и уточнил требования просил признать действия администрации Кировского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Кирово, размещение их на территории земельного участка, расположенного в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) с нарушением действующего законодательства незаконными, обязать администрацию Кировского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Кирово в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.12.2011, отчистить территорию поселения от отходов производства и потребления в том числе размещенных, размещенных на земельном участке, расположенном в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы), признать бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Кировский сельсовет незаконным, обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования - Кировский сельсовет.
05.12.2011 года прокурор Алтайского района от требования к администрации Кировского сельсовета об обязании разработать паспорта отходов администрации и организовать место временного складирования люминесцентных ламп отказался.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Соколов Е.В. уточненные исковые требования в администрации Кировского сельского совета поддержал по изложенным в исковом заявлении мотивам, просил установить срок до 01.07.2012 года, от требований к администрации муниципального образования Алтайский район отказался в связи с добровольным выполнением требований.
Представитель ответчика администрации Кировского сельсовета Коваль В.Т. пояснил, что с исковыми требованиями прокурора согласен.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкая Н.В. не возражала против прекращения производства по требованиям к администрации муниципального образования Алтайский район.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания..
Выслушав прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как усматривается из материалов дела на территории муниципального образования Кировский сельсовет имеется несанкционированная свалка, расположенная в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы).
Согласно справке Государственного комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия от 12.07.2011 наличие несанкционированной свалки является нарушением СанПиН 42-128-4690-88.
Согласно информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» место складирования отходов в с.Кирово расположено по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы). Отходы размещены навалом непосредственно на поверхности земли. Прием и размещение отходов не контролируется. Земельные участки, на которых организовано размещение твердых бытовых отходов, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений. Место складирования твердых бытовых отходов не оборудовано в соответствии с СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
12.01.2011 года между МУП Кировское и администрацией Кировского сельсовета заключен договор на оказание услуг для вывоза мусора населению с. Кирова, с. Алтай.
Согласно письму администрации Кировского сельсовета от 14.07.2011 года вывоз мусора осуществляется автотранспортном МУП Кировское. Вывоз мусора производится на площадку для временного хранения ТБО.
Согласно информационной справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Республике Хакасия от 14.12.2011 года земельный участок под отходами ТБО находится в границах муниципального образования Кировский сельсовет. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в ЕГРП отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий администрации Кировский сельсовет в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования Кировский сельсовет.
Учитывая, что неисполнение администрацией Кировский сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кировского сельсовета о признании действия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Кирово, размещение их на территории земельного участка, расположенного в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) с нарушением действующего законодательства незаконными, обязании администрации Кировского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Кирово в соответствии с нормами действующего законодательства, отчистить территорию поселения от отходов производства и потребления, в том числе размещенных, на земельном участке, расположенном в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) в срок до 01.07.2012 года - удовлетворить.
Признать действия администрации Кировского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Кирово, размещение их на территории земельного участка, расположенного в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы) с нарушением действующего законодательства незаконными.
Обязать администрацию Кировский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Кирово в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до 01.07.2011 года, очистить территорию поселения от отходов производства и потребления, в том числе размещенных на земельном участке, расположенном в 600 м восточной стороны с. Кирово (в 100 м от фермы), в срок до 01.07.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 26.12.2011 г. через Алтайский районный суд.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.