2-499/2011 о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и др.



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республика Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием прокурора Алтайского района Соколова Е.В., Асочаковой Г.Г.,

при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района РХ в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Новороссийский сельсовет о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории Новороссийский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства, обязании организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории выявленных свалок, разработке паспортов отходов администрации Новороссийского сельсовета, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района РХ обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Новороссийского сельсовета в котором просил: признать действия администрации Новороссийского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории Новороссийского сельсовета, размещение их на территории несанкционированных мест размещения с нарушением действующего законодательства незаконными; обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов поселения в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных по адресам:

- <адрес>

- <адрес>

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Установить для этого ответчику срок. Обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории населенных пунктов поселения. Установить для этого ответчику срок. Обязать юридическое лицо - администрацию Новороссийского сельсовета разработать паспорта отходов администрации Новороссийского сельсовета и организовать место временного складирования люминесцентных ламп. Установить для этого ответчику срок. Признать бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов поселения - Новороссийского сельсовета. Установить для этого срок ответчику.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района в соответствии с планом прокуратуры Алтайского района на 2 полугодие 2011 года и поручениями прокуратуры Республики Хакасия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Госкомитета по охране животного мира Хакасии, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Россельхознадзора по РХ, Управления Росреестра по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ проведена комплексная проверка исполнения в Алтайском районе Республики Хакасия требований законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой Новороссийского сельсовета установлено следующее. Для освещения помещения администрации используются люминесцентные лампы, однако, место сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп не оборудовано. Образующиеся в результате деятельности администрации отходы не имеют паспортов.

Юридическое лицо – администрация Новороссийского сельсовета не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по РХ, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не соблюдается требование п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которого на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. В нарушение п.1 ст.19 Федерального закона от «Об отходах производства и потребления» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет отходов не ведется.

В Новороссийский сельсовет входят следующие населенные пункты: д. Летник, д. Герасимовка, д. Березовка, с. Новороссийское. При обследовании территории поселения и входящих в его состав населенных пунктов, установлено, что организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Новороссийского сельсовета осуществляется ненадлежащим образом. При осмотре территорий данных населенных пунктов в каждом из них установлены места стихийного размещения отходов населением на земельных участках.

Несанкционированная стихийная свалка в д. Летник расположена по окраине д. Летник по всей северной и восточной стороне.

Основные виды отходов, установленные при осмотре территории: навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, стеклянный бой незагрязненный, золошлаки от сжигания углей, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в том числе и ветви деревьев, полиэтиленовая тара, поврежденная, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие отходы картона незагрязненные, обрезки и обрывки тканей смешанных.

Аналогичные виды отходов выявлены на несанкционированных свалках, расположенных по адресам: <адрес>. Отходы размещены на них навалом на поверхности земли, прием и размещение не контролируется. Земельные участки, на которых организовано размещение твердых бытовых отходов, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласованы с учреждениями санитарно – эпидемиологической службы), что не соответствует требованиям п. 3.3. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88). Места складирования ТБО не оборудованы в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Места размещения отходов на вышеуказанных земельных участках не включены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Ответчиком не определена организация, имеющая право на осуществление сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории поселения и отвечающая предъявляемым законодательством требованиям. МУП «Новороссийское», с которым заключен договор на уборку мусора, не имеет паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности и лицензии на сбор и вывоз отходов. В населенных пунктах поселения отсутствуют места временного складирования мусора. Отходы, образующиеся в селах Новороссийского сельсовета вывозятся жителями стихийно в том числе на земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в границах поселения. Длительное время не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и, очистки территории поселения от мусора, к определению организации, имеющей лицензию с обращением с отходами. По мнению прокурора изложенное стало возможным вследствие того, что администрацией муниципального образования Алтайский район ненадлежащее исполняется обязанность по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории Новороссийского сельсовета, возложенная на нее подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, которое гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ходе рассмотрения искового заявления помощник прокурора Асочакова Г.Г. 22.11.2011 года уточнила ранее заявленные исковые требования и просила: признать действия администрации Новороссийского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории Новороссийского сельсовета, размещение их на территории несанкционированных мест размещения с нарушением действующего законодательства незаконными. Обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов поселения в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> Установить для этого срок. Обязать юридическое лицо- администрацию Новороссийского сельсовета разработать паспорта отходов Администрации Новороссийского сельсовета и организовать место временного складирования люминесцентных ламп. Установить для этого срок.

От ранее заявленных исковых требований к Администрации Алтайского района прокурор Соколов Е.В. отказался в связи с добровольным исполнением требований прокурора, в связи с чем в этом части производство по иску прекращено.

Глава Администрации Новороссийского сельсовета О.В. Абаринова полагает, что уточненные требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. У них нет средств для организации очистки выявленных стихийных свалок от мусора. Вблизи с населенными пунктами в границах Новороссийского сельсовета нет свалки, которая была бы включена в реестр.

Представитель Администрации муниципального образования Алтайский район
Высоцкая Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что Администрацией района полномочия по утилизации и переработке отходов исполняются надлежащим образом, ведется разъяснительная работа с юридическими лицами которые заключают договоры с организациями, имеющими лицензию на утилизацию люминесцентных ламп, машинных масел. Согласна на прекращение производства по иску, предъявленному к Администрации Алтайского района.

Представитель третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом Е.Г. Фролова уведомила суд о своем согласии на рассмотрение иска в ее отсутствие

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РХ Малыхин Д.С. показал, что уточненные исковые требования от 22.11.2011 года подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора., а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стан­дарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы на­ходятся.

Доводы прокурора о выявленных несанкционированных свалках на территории Новороссийского сельсовета подтверждаются представленными материалами прокурорской проверки, в которых нашли свое отражение, как места выявленных стихийных свалок, так и виды находящихся на них отходов.

Исследованными материалами гражданского дела суд считает установленным, что отходы, образующиеся в селах Новороссийского сельсовета вывозятся жителями стихийно, земельные участки, на которые они вывозятся не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласованы с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы). Места складирования отходов не оборудованы в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что выявленные в ходе проведения проверки свалки находятся в границах Новороссийского сельсовета.

В территорию Новороссийского сельсовета входят следующие населенные пункты: д. Летник, д. Герасимовка, д. Березовка, с. Новороссийское.

Истцом подтверждено документально, что в ходе обследования территории поселения и входящих в его состав населенных пунктов, установлено, что организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Новороссийского сельсовета осуществляется ненадлежащим образом, в каждом из вышеназванных населенных пунктов выявлены места стихийного размещения отходов населением на земельных участках.

Так, как следует из материалов проверки, выявленная несанкционированная стихийная свалка в д. Летник. расположена по окраине д. Летник по всей северной и восточной стороне.

Основные виды отходов, установленные при осмотре территории свалки:

- навоз (код по ФККО 1310040000000);

- пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код по ФККО 5710180013005);

- отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 3140270101995);

- стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) (код по ФККО 3140080201995);

- золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000);

- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005), в том числе и ветви деревьев;

- полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995);

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005);

- прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005);

- обрезки и обрывки тканей смешанных (код по ФККО 5810110801995).

Аналогичные виды отходов выявлены и на остальных свалках.

Суд, исследованными материалами гражданского дела считает установленным, что в поселении Новороссийского сельсовета отсутствуют места временного складирования мусора, отвечающие установленным требованиям, что является нарушением п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 с 15.06.2003, согласно которого допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Стороны не отрицали в ходе судебного разбирательства, что отходы вывозятся и складируются жителями поселения самостоятельно на земельные участки, расположенные по вышеназванным адресам.

При проведении обследования данных земельных участков установлено, что отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется.

Из информационной справки главного специалиста-эксперта Алтайского отдела Управления Росреестра по РХ Р.Г. Асриянц следует, что все вышеназванные стихийные свалки находятся в границах Новороссийского сельсовета на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по РХ, уполномоченного в настоящее время вести Государственный реестр объектов размещения отходов, выявленные свалки не внесены в Государственный реестр.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий администрации Новороссийский сельсовет в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории Новороссийского сельсовета.

Учитывая, что неисполнение администрацией Новороссийский сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит уточненные исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, учитывая объем выявленных несанкционированных свалок и предстоящий объем работы по их ликвидации, суд считает целесообразным установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения заявленных прокурором требований.

Согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) – на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно требований п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»- хранение промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях ( контейнеры, бочки, цистерны), 2- в надежно закрытой таре ( полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

Из представленных истцом материалов усматривается, что для освещения помещения администрации используются люминесцентные лампы, однако места сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп не оборудовано, паспорта не составлены.

Доказательств, опровергающих позицию прокурора о том, что данное требование законодательства администрацией Новороссийского сельсовета не соблюдается, ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие организованных мест временного складирования люминесцентных ламп, отсюда, заявленные в данной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд считает целесообразным установить для этого ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Признать действия администрации Новороссийского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории Новороссийского сельсовета, размещение их на территории несанкционированных мест незаконными.

Обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов поселения в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Новороссийского сельсовета организовать вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Новороссийского сельсовета разработать паспорта отходов администрации Новороссийского сельсовета и организовать место временного складирования люминесцентных ламп в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Алтайского

районного суда Г.В. Попова

26.12.2011 года - дата изготовления мотивированного решения суда.