РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республика Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием прокурора Соколова Е.В., помощника прокурора Асочаковой Г.Г.,
при секретаре Сухарь О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Новомихайловского сельсовета об обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории Новомихайлоский сельсовет, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Новомихайловского сельсовета в котором просил: признать действия администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории села Новомихайловка, размещение их на территории земельного участка, принадлежащего ЗАО «Новомихайловское» с нарушением действующего законодательства незаконными; обязать администрацию Новомихайловского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории села Новомихайловка в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию Новомихайловского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке, расположенном <адрес> (Новомихайловская сельская свалка – места для складирования бытовых отходов), общей площадью <данные изъяты> га. на объекты, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления. Установить для этого ответчику срок; обязать администрацию Новомихайловского сельсовета организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Установить для этого ответчику срок; обязать администрацию Новомихайловского сельсовета вести учет отходов в соответствии с требованиями п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и производить плату за негативное воздействие в соответствие с требованиями ст. 16 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так же прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления, образующиеся в с. Новомихайловка незаконным и обязать администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов Новомихайловского сельсовета. Установить для этого срок ответчику.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района в соответствии с планом прокуратуры Алтайского района на 2 полугодие 2011 года и поручениями прокуратуры Республики Хакасия в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Госкомитета по охране животного мира Хакасии, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Россельхознадзора по РХ, Управления Росреестра по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ проведена комплексная проверка исполнения в Алтайском районе Республики Хакасия требований законодательства об отходах производства и потребления.
Проверкой Новомихайловского сельсовета установлено следующее.
В нарушение п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Новомихайловского сельсовета осуществляется гражданами самостоятельно в соответствии с п. 4 Порядка сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Новомихайловский сельсовет, утвержденного постановлением главы муниципального образования Новомихайловский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответственность за организацию вывоза ТБО п. 5.1 Правил организации и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Новомихайловский сельсовет возлагается на собственников жилых домов за отходы с личных подсобных хозяйств и индивидуальных жилых домов; на владельцев объектов мелкорозничной торговли за ТБО от торговой деятельности, физические или юридические лица, являющиеся подрядчиками, за отходы от строительных площадок, других объектов ремонта и строительства. Организация, осуществляющая сбор и вывоз отходов производства и потребления исполнительным органом власти поселения не определена. При этом, при определении порядка сбора отходов не предусмотрено их разделение на виды.
Администрацией Новомихайловского сельсовета не определена организация, имеющая право на осуществление сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории поселения и отвечающая предъявляемым законодательством требованиям.
В поселении отсутствуют места временного складирования мусора, отвечающие установленным требованиям, что является нарушением п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 с 15.06.2003, согласно которого допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Отходы, образующиеся в с. Новомихайловка вывозятся и складируются жителями поселения самостоятельно на земельный участок, расположенный, <адрес> общей площадью <данные изъяты> га.
Основные виды отходов, установленные при осмотре территории места размещения отходов с. Новомихайловка: навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме, стеклянный бой незагрязненный, золошлаки от сжигания углей, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, в том числе и ветви деревьев, полиэтиленовая тара, поврежденная, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие отходы картона незагрязненные,
обрезки и обрывки тканей смешанных, трупы и останки домашних животных, и имелись очаги возгорания, которые размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется.
Новомихайловская «сельская свалка» не внесена в Государственный реестр.
Согласно таблицы результатов проверки, предоставленной Управлением Росреестра по РХ, место размещения отходов находится на земельном участке в границах МО Новомихайловский сельсовет, на землях ЗАО «Новомихайловское».
Место размещения отходов с. Новомихайловка не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В ходе рассмотрения искового заявления помощник прокурора Асочакова Г.Г. 29.11.2011 года, а затем 26.12.2011 года уточнила ранее заявленные исковые требования.
Пом. прокурора Асочакова Г.Г. поддержала уточненные исковые требования от 26.12.2011 года и просила: обязать администрацию Новомихайловского сельсовета организовать вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> га. на объекты, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления. Установить для этого срок до ДД.ММ.ГГГГ.
От ранее заявленных исковых требований к Администрации Алтайского района прокурор Соколов Е.В. отказался, в связи с чем в этом части производство по иску прекращено.
Глава Администрации Новомихайловского сельсовета Г.И. Еременко полагает, что уточненные требования прокурора не подлежат удовлетворению. Ею приняты мены по организации свалки, проведена разъяснительная работа среди жителей. Жители вывозят мусор на организованную свалку. Свалка не включена в реестр, вместе с тем все первоначальные документы оформлены. У администрации нет средств и возможности произвести вывоз мусора с данной свалки в другое место.
Представитель третьего лица ЗАО «Новомихайловское» показал, что свалка находится на территории дольщиков ЗАО «Новомихайловское», на чьем конкретно – не определено, она находится в границах Новомихайловского сельсовета.
В последующие судебные разбирательства Представитель третьего лица ЗАО «Новомихайловское» не явился.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РХ Кукарцев П.В. показал, что уточненные исковые требования от 26.12.2011 года подлежат удовлетворению, т.к. в настоящее время свалка на территории Новомихайловского сельсовета не включена в реестр, не соответствует требованиям действующего законодательства в этой области. Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, специалиста Асриянц Р.Г., подтвердившую, что свалка находится на территории Новомихайловского сельсовета, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Суд, исследованными материалами гражданского дела считает установленным, что в поселении Новомихайловского сельсовета отсутствуют места временного складирования мусора, отвечающие установленным требованиям, что является нарушением п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 с 15.06.2003, согласно которого допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Стороны не отрицали в ходе судебного разбирательства, что отходы, образующиеся в с. Новомихайловка вывозятся и складируются жителями поселения самостоятельно на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), общей площадью <данные изъяты> га.
Данный факт нашел свое подтверждение так же в результате проведенной проверки, результаты которой отражены в представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицах.
Согласно представленных фототаблиц при въезде на объект имеется железный киоск, к которому прикреплен аншлаг «Сельская свалка».
Основные виды отходов, установленные при осмотре территории места размещения отходов с. Новомихайловка:
- навоз (код по ФККО 1310040000000);
- пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код по ФККО 5710180013005);
- отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 3140270101995);
- стеклянный бой незагрязненный (код по ФККО 3140080201995);
- золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000);
- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005), в том числе и ветви деревьев;
- полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995);
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005);
- прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005);
- обрезки и обрывки тканей смешанных (код по ФККО 5810110801995).
При осмотре территории свалки бытовых отходов были обнаружены трупы и останки домашних животных, и имелись очаги возгорания.
При проведении обследования данного земельного участка установлено, что отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по РХ, уполномоченного в настоящее время вести Государственный реестр объектов размещения отходов, Новомихайловская «сельская свалка» не внесена в Государственный реестр.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий администрации Новомихайловский сельсовет в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории Новомихайловский сельсовет.
Учитывая, что неисполнение администрацией Новомихайловский сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района об обязании администрации Новомихайловского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> га. На объекты, включенные в Государственный реестр размещения отходов производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района к Администрации Новомихайловский сельсовет - удовлетворить.
Обязать администрацию Новомихайловского сельсовета организовать вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельном участке по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> га. на объекты, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 10.01.2012 г. через Алтайский районный суд.
Судья Г.В. Попова