2-496/2011 о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и др.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года                               с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием прокурора Алтайского района РХ Соколова Е.В., помощника прокурора Асочаковой Г.Г.,

при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Подсинский сельсовет о признании незаконными действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории Подсинский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства, обязании организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Подсинее, обязании разработать паспорта отходов администрации, организовать место временного складирования люминесцентных ламп, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит: признать действия Администрации Подсинского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Подсинее, размещение их на территории земельного участка, расположенного <адрес> села с нарушением действующего законодательства незаконными. Обязать организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Подсинее в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных в прибрежной территории реки Енисей в районе дамбы «Енисейская», начиная от <адрес> на протяжении <данные изъяты> км ниже по течению протоки реки Енисей. Установить для этого ответчику срок. Обязать организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. Установить для этого ответчику срок. Обязать произвести кадастровый учет земельного участка, используемого для размещения отходов производства и потребления и расположенного <адрес>, определить для эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления организацию, имеющую лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I - IV класса опасности. Обязать разработать паспорта отходов администрации и организовать место временного складирования люминесцентных ламп. Установить для этого ответчику срок. Признать бездействие Администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории Администрации Подсинский сельсовет незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов Администарции Подсинский сельсовет. Установить для этого ответчику срок.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района в период ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Госкомитета по охране животного мира Хакасии, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Россельхознадзора по РХ, Управления Росреестра по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ проведена комплексная проверка исполнения в Алтайском районе Республики Хакасия требований законодательства об отходах производства и потребления, в том числе в Администрации Подсинского сельсовета. В ходе проведенной проверки выявлено следующее. Ответчиком не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Ответчик не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по РХ, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, таким образом. Сбор и вывоз отходов, образующихся на территории с. Подсинее органом исполнительной власти местного самоуправления не организован в соответствии с требованиями законодательства. Соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделения на виды органом местного самоуправления не определен. При обследовании земельного участка, на котором размещаются отходы производства и потребления, образующиеся в с. Подсинее, расположенном в <адрес>, установлено, что отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется. Земельный участок, расположенный <адрес>, на котором организовано размещение твердых бытовых отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласован с учреждениями санитарно – эпидемиологической службы), что является нарушением п. 3.3. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Место складирования ТБО не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка не проводилась, организация имеющая лицензию и принимающая отходы, не определена. Земельный участок располагается в границах Администрации Подсинский сельсовет, не поставлен на кадастровый учет, индивидуально не определен.

В ходе дополнительной проверки при осмотре прибрежной территории реки Енисей в районе дамбы «Енисейская», начиная от <адрес> на протяжении <данные изъяты> км ниже по течению протоки реки Енисей, в хаотичном порядке расположены кучи мусора, в пакетах и без них. Основные виды отходов, установленные при осмотре территории: стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп), полиэтиленовая тара, поврежденная, прочие отходы картона незагрязненные, отходы полиэтилена в виде пленки. Территория Подсинского сельсовета не своевременно очищается от мусора. Ответчиком определена организация - МУП «ЖКХ с. Подсинее», не имеющая права на осуществление сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории поселения и отвечающая предъявляемым законодательством требованиям. Отсутствуют отвечающие требованиям законодательства места временного складирования мусора. Вышеизложенное свидетельствует о том, что публичные функции в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами органом местного самоуправления – администрацией Подсинского сельсовета осуществляются не надлежаще. Длительное время не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Подсинее, к определению для эксплуатации места размещения отходов организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Изложенное стало возможным вследствие того, что администрацией муниципального образования Алтайский район ненадлежащее исполняется обязанность по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории Подсинского сельсовета, возложенная на нее подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, которое гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    В ходе рассмотрения искового заявления прокурор Соколов Е.В. 22.11.2011 года, а затем 12.12.2011 года уточнил заявленные исковые требования и просил: признать действия Администрации Подсинского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Подсинее, размещение их на территории земельного участка, расположенного расположенном <адрес> незаконными. Обязать Администрацию Подсинского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Подсинее в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, произвести кадастровый учет земельного участка, используемого для размещения отходов производства и потребления, расположенного <адрес>, определить для эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления организацию, имеющую лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности, разработать паспорта отходов администрации и организовать место временного складирования люминесцентных ламп. Установить для этого ответчику срок

    Прокурор Соколов Е.В. от исковых требований, предъявленных к Администрации МО Алтайский район, отказался, в связи с добровольным исполнением заявленных исковых требований.

    Представитель Администрации МО Алтайский район Высоцкая Н.В. согласна на прекращение исковых требований, предъявленных к Администрации МО Алтайский район.

    Представитель ответчика Г.И. Шестяева, действующая по доверенности, показала, что она частично признает исковые требования. Считает, что ответчиком в полной мере выполняются требования действующего законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вместе с тем, для выполнения всех требований законов в данной области, не хватает средств.

    Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РХ Малыхин Д.С. в зал суда не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, из которого следует, что уточненные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора., а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как усматривается из представленного Свидетельства о постановке на чет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, серии Администрация Подсинского сельсовета поставлена на учет в налоговом органе.

Доводы прокурора о выявленных свалках на территории Администрации Подсинского сельсовета подтверждаются представленными материалами прокурорской проверки.

Исследованными материалами гражданского дела суд считает установленным, что отходы, образующиеся в населенных пунктах, находящихся в границах Администрации Подсинского сельсовета вывозятся жителями стихийно.

Истцом подтверждено документально, что в ходе обследования территории поселения, установлено, что организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Администрации Подсинского сельсовета осуществляется ненадлежащим образом, с нарушением норм действующего законодательства.

Так, как следует из материалов проверки, выявлена стихийная свалка на земельном участке, расположенном в 1,5 км юго-западнее села Подсинее, на котором организовано размещение твердых бытовых отходов. На данный участок нет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласован с учреждениями санитарно – эпидемиологической службы).

Это является нарушением п. 3.3. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), согласно которого на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

    Место складирования ТБО не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16, зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2001 г. № 2826).

Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка не проводилась, организация, имеющая лицензию и принимающая отходы не определена, земельный участок, не поставлен на кадастровый учет, индивидуально не определен.

Кроме того, в ходе дополнительной проверки при осмотре прибрежной территории реки Енисей в районе дамбы «Енисейская», начиная от <адрес> на протяжении <данные изъяты> км ниже по течению протоки реки Енисей, в хаотичном порядке расположены кучи мусора, в пакетах и без них.

Основные виды отходов, установленные при осмотре территории:

- стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) (код по ФККО 3140080201995);

- полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995);

- прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005);

- отходы полиэтилена в виде пленки (код по ФККО 5710290201995).

Согласно справки главного специалиста-эксперта Алтайского отдела Управления Росреестра по РХ Р.Г. Асриянц земельный участок, на котором выявлена свалка, располагается в границах Подсинского сельсовета. Находятся на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ ( в ред. от 08.12.2011) «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на кадастровый учет осуществляется на основании заявления о кадастровом учете о необходимых для такого учета документов, представляемых заявителем.

Представителем ответчика представлены доказательства, подтверждающие, что ответчиком принимались меры по узакониванию используемого для свалки земельного участка, вместе с тем, как объект «свалка» данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и до настоящего времени ответчиком не определена организация, имеющая лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I - V класса опасности.

Администрацией Подсинского сельсовета для сбора и вывоза отходов с территории поселка заключен договор с организацией Жилищно- коммунальное хозяйство с. Подсинее которая, как следует из исследованных материалов, не имеет права на осуществление данного вида деятельности, не имеет специализированной техники, прошедших обучение специалистов, паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом в обоснование данной части заявленного иска, ответчиком не предоставлено.

Это так же свидетельствует и о том, что ответчиком не принимаются должные меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Подсинее, размещению их на территории земельного участка, расположенного <адрес>.

Представителем ответчика предоставлена Муниципальная целевая программа «Безопасность обращения с отходами на территории муниципального образования Подсинский сельсовет на 2012-2015 годы», вместе с тем на действующий период принятых ответчиком мер по соблюдению действующего законодательства в данной области недостаточно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации Подсинского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Подсинее, размещение их на территории земельного участка, расположенного <адрес>

Согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) – на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Из представленных истцом материалов усматривается, что для освещения помещения Администрации Подсинский сельсовет используются люминесцентные лампы, однако места сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп не оборудованы, паспорта не составлены.

Согласно требований п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»- хранение промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях ( контейнеры, бочки, цистерны), 2- в надежно закрытой таре ( полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Доказательств, опровергающих позицию прокурора о том, что данное требование законодательства Администрацией Подсинский сельсовет не соблюдается, ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие организованных мест временного складирования люминесцентных ламп.

Учитывая, что неисполнение Администрацией Подсинского сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит уточненные 14.12.2011 года исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, учитывая предстоящий объем работы, суд считает целесообразным установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать действия Администрации Подсинского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Подсинее, размещение их на территории земельного участка, расположенного <адрес> незаконными.

Обязать Администрацию Подсинского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Подсинее в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Подсинского сельсовета произвести кадастровый учет земельного участка, используемого для размещения отходов производства и потребления и расположенного с 1,5 км. юго-западнее села Подсинее, определить для эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления организацию, имеющую лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Подсинский сельсовет разработать паспорта отходов администрации, организовать место временного складирования люминисцентных ламп в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Алтайского

районного суда Г.В. Попова

26.12.2011 года - дата изготовления мотивированного решения суда.