2-495/2011 о признании незаконным действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года                       с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., прокурора Соколова Е.В.,

при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района РХ в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Изыхский сельсовет о признании незаконными действий МО Изыхский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, об обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории МО Изыхский сельсовет, обязании организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельных участков в п. Изыхские Копи, по адресам: в 150 м. от жилых домов южнее поселка в 50-60 м. от жилых домов южнее села, в 300-400 м. юго-западнее от жилых домов, вдоль всего северного склона прибрежной полосы реки Абакан, установлении срока исполнения, обязании разработать паспорта отходов администрации, суд

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Алтайского района РХ обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам в лице МО «Изыхский сельсовет» и Администрации МО Алтайский район в котором просит: признать действия А. И. сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории п. Изыхские Копи, размещение их на территории земельного участка, расположенного в <адрес> с нарушением действующего законодательства незаконными. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории п. Изыхские Копи в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных в п. Изыхские Копи: <адрес>. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета разработать паспорта отходов администрации. Установить для этого ответчику срок. Признать бездействие Администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Изыхский сельсовет незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования - Изыхский сельсовет. Установить для этого срок ответчику.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района в соответствии с планом прокуратуры Алтайского района на 2 полугодие 2011 года и поручениями прокуратуры Республики Хакасия в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Госкомитета по охране животного мира Хакасии, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Россельхознадзора по РХ, Управления Росреестра по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ проведена комплексная проверка исполнения в Алтайском районе Республики Хакасия требований законодательства об отходах производства и потребления в том числе в Администрации МО Изыхский сельсовет. Ответчиком не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Ответчик не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по РХ, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор и вывоз отходов, образующихся на территории п. Изыхские Копи органом исполнительной власти местного самоуправления не организован в соответствии с требованиями законодательства, соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделения на виды органом местного самоуправления не определен. При проведении обследования земельных участков, расположенных в п. Изыхские Копи: <адрес>, установлено, что отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется. В месте размещения отходов п. Изыхские Копи, расположенного <адрес> размещены отходы производства и потребления. Основные виды отходов, установленные при осмотре территории: навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства - отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме - стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп), золошлаки от сжигания углей, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в том числе и ветви деревьев, полиэтиленовая тара, поврежденная, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - прочие отходы картона незагрязненные, обрезки и обрывки тканей смешанных. Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка не проводилась, организация, принимающая отходы не определена. Аналогичный мусор находится на выявленных свалках по адресам: в <адрес> в п. Изыхские Копи. Согласно справки Управления Росреестра по РХ данный земельный участок располагается в границах муниципального образования Изыхский сельсовет. Действующим законодательством установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Администрацией Изыхского сельсовета для сбора и вывоза отходов с территории поселка определена организация, не имеющая права на осуществление данного вида деятельности и не отвечающая предъявляемым законодательством требованиям. МУП «Изых» не имеет паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности. В п. Изыхские Копи отсутствуют места временного складирования мусора. Вышеизложенное свидетельствует о том, что публичные функции в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования Изыхский сельсовет осуществляются ненадлежаще. Длительное время не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории п. Изыхские Копи, к определению организации, имеющей лицензию с обращением с отходами для организации сбора и вывоза отходов с территории поселения. Изложенное стало возможным вследствие того, что администрацией муниципального образования Алтайский район ненадлежащее исполняется обязанность по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории муниципального образования Изыхский сельсовет, возложенная на нее подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При таких обстоятельствах неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

    В ходе рассмотрения искового заявления помощник прокурора Асочакова Г.Г. 22.11.2011 года уточнила заявленные исковые требования и просила: признать действия Администрации Изыхского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории п. Изыхские копи, размещение их на территории земельного участка, расположенного <адрес> незаконными. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории п. Изыхские Копи в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных в п. Изыхские Копи: <адрес>. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Изыхского сельсовета разработать паспорта отходов администрации. Установить для этого срок ответчику. Признать бездействие Администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Изыхский сельсовет незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования - Изыхский сельсовет. Установить для этого срок ответчику.

    Вместе с тем просит учесть, что ответчиком является Администрация МО Изыхский сельсовет, а не как ею ошибочно указано Администрация Изыхский сельсовет.

    22.12.2011 года от ранее заявленных исковых требований к Администрации Алтайского района прокурор Соколов Е.В. отказался в связи с добровольным исполнением требований прокурора, в связи с чем в этом части производство по иску прекращено.

Глава Администрации МО Изыхского сельсовета М.Н. Воробьев частично признал предъявленные исковые требования. Показал, что средств в Администрации МО Изыхский сельсовет для выполнения требований, предъявленных прокурором нет.

После отложения рассмотрения искового заявления глава Администрации МО Изыхский сельсовет М.Н. Воробьев, будучи надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения иска, в судебное разбирательство не явился, ходатайств об отложении рассмотрения иска не заявлял, доказательств, свидетельствующих о наличии у него уважительных причин отсутствия в суде не предоставил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

Представитель Администрации муниципального образования Алтайский район
Высоцкая Н.В. согласна на прекращение производства по иску, предъявленному к Администрации Алтайского района.

    Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РХ Малыхин Д.С. в зал суда не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, из которого следует, что уточненные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора., а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как усматривается из представленного Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, серии , настоящим подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Администрация МО Изыхский сельсовет.

М.Н. Воробьев решением «О регистрации главы муниципального образования» Изыхский сельсовет зарегистрирован, как избранный глава муниципального образования Изыхский сельсовет.

Доводы прокурора о выявленных несанкционированных свалках на территории Администрации МО Изыхский сельсовет подтверждаются представленными материалами прокурорской проверки, в которых нашли свое отражение, как места выявленных стихийных свалок, так и виды находящихся на них отходов.

Исследованными материалами гражданского дела суд считает установленным, что отходы, образующиеся в п. Изыхские Копи вывозятся жителями стихийно, земельные участки, на которые они вывозятся не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм ( не согласованы с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы). Места складирования отходов не оборудованы в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что выявленные в ходе проведения проверки свалки находятся в границах Администрации МО Изыхский сельсовет.

Истцом подтверждено документально, что в ходе обследования территории поселения, установлено, что организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории МО Изыхский сельсовета осуществляется ненадлежащим образом, выявлены места стихийного размещения отходов населением на земельных участках.

Так, как следует из материалов проверки, выявленная несанкционированная стихийная свалка п. Изыхские Копи, расположена в <адрес>. На земельном участке без каких-либо правоустанавливающих документов и санитарно-эпидемиологических заключений размещены отходы производства и потребления. Основные виды отходов, установленные при осмотре территории:

- навоз (код по ФККО 1310040000000);

- пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код по ФККО 5710180013005);

- отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 3140270101995);

- стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) (код по ФККО 3140080201995);

- золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000);

- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005), в том числе и ветви деревьев;

- полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995);

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005);

- прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005);

- обрезки и обрывки тканей смешанных (код по ФККО 5810110801995).

Аналогичный мусор находится на выявленных свалках по адресам: <адрес>.

Территория мест размещения отходов не имеет ограждения, навес над местами размещения отходов отсутствует, обваловка не проводилась, организация, принимающая отходы не определена.

Согласно справки Управления Росреестра по РХ данные земельные участки располагаются в границах муниципального образования Изыхский сельсовет и не включены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Администрацией МО Изыхский сельсовет для сбора и вывоза отходов с территории поселка определена организация, которая не имеет права на осуществление данного вида деятельности и не отвечающая предъявляемым законодательством требованиям.

Представленными материалами проверки подтверждается, что МУП «Изых» не имеет паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом в обоснование данной части заявленного иска, ответчиком не предоставлено.

В п. Изыхские Копи отсутствуют места временного складирования мусора, что является нарушением п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 с 15.06.2003, согласно которого допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В силу пункта 3.7 тех же правил, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре (мусорных контейнерах) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Стороны не отрицали в ходе судебного разбирательства, что отходы вывозятся и складируются жителями поселения самостоятельно на земельные участки, расположенные по вышеназванным адресам.

При проведении обследования данных земельных участков установлено, что отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов не контролируется.

Из информационной справки главного специалиста-эксперта Алтайского отдела Управления Росреестра по РХ Р.Г. Асриянц следует, что все вышеназванные стихийные свалки находятся в границах Администрации МО Изыхский сельсовет на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по РХ, уполномоченного в настоящее время вести Государственный реестр объектов размещения отходов, выявленные свалки не внесены в Государственный реестр.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации МО Изыхский сельсовет в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории, входящей в границы поселения.

Согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) – на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Материалами проведенной проверки подтверждается, что МУП «Изых» не имеет паспортов отходов 1-5 класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.

Из представленных истцом материалов усматривается, что для освещения помещения Администрации МО Изыхский сельсовет используются люминесцентные лампы, однако места сбора и накопления отработанных люминесцентных ламп не оборудовано, паспорта не составлены.

Согласно требований п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»- хранение промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях ( контейнеры, бочки, цистерны), 2- в надежно закрытой таре ( полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах).

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Доказательств, опровергающих позицию прокурора о том, что данное требование законодательства Администрацией МО Изыхский сельсовет не соблюдается, ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие организованных мест временного складирования люминесцентных ламп.

Учитывая, что неисполнение Администрацией МО Изыхский сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит уточненные исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, учитывая объем выявленных несанкционированных свалок и предстоящий объем работы по их ликвидации, суд считает целесообразным установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения заявленных прокурором требований.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Алтайского района к Администрации муниципального образования Изыхский сельсовет – удовлетворить.

Признать действия Администрации муниципального образования Изыхский сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории п. Изыхские Копи, размещение их на территории земельного участка, расположенного в <адрес> незаконными.

Обязать Администрацию муниципального образования Изыхский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории п. Изыхские Копи в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию муниципального образования Изыхский сельсовет организовать вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках, расположенных в п. Изыхские Копи: <адрес> в срок доДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию муниципального образования Изыхский сельсовет разработать паспорта отходов администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано кассационное представление в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Алтайского

районного суда Г.В. Попова

    

27.12.2011 года - дата изготовления мотивированного решения суда.