РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., прокурора Соколова Е.В.,
при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Белоярский сельсовет об устранении нарушений в области законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам в лице Администрации МО <адрес> и Администрации Белоярского сельсовета в котором просит: признать действия администрации Белоярского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Белый Яр и Кайбалы, размещение их на территории земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенный <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения с нарушением действующего законодательства незаконными. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Белоярский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках: с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения; а также расположенных в районе <адрес>, начинается свалка от <адрес>, земли населенных пунктов; по автодороге Абакан<адрес>, бывшее здание КНС; <адрес>. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать места временного накопления отходов производства и потребления на территории поселения в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета разработать паспорта отходов администрации, лимиты на размещение отходов и вести учет образующихся и переданных третьим лицам отходов. Установить для этого ответчику срок. Признать бездействие Администрации муниципального образования Алтайский район по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Белоярского сельсовета незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования Алтайский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования - Белоярский сельсовет. Установить для этого срок ответчику.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Алтайского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Госкомитета по охране животного мира Хакасии, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Россельхознадзора по РХ, Управления Росреестра по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ проведена комплексная проверка исполнения в Алтайском районе Республики Хакасия требований законодательства об отходах производства и потребления в том числе в Администрации Белоярского сельсовета. В ходе проведенной проверки выявлено следующее. Ответчиком не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Ответчик не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по РХ, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор и вывоз отходов, образующихся на территории с. Белый Яр органом исполнительной власти местного самоуправления организован не в соответствии с требованиями законодательства, соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделение на виды органом местного самоуправления не определен. Под размещение отходов производства и потребления с. Белый Яр используется земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Администрации муниципального образования Алтайский район, предоставленный для эксплуатации рекультивируемого карьера для хранения твердых бытовых отходов. Отходы размещаются методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов контролируется организацией, не имеющей лицензии на данные виды деятельности. На земельном участке без санитарно-эпидемиологического заключения, без документов, подтверждающих постановку объекта на учет в государственном реестре, размещены отходы производства и потребления. Основные виды отходов, установленные при осмотре территории: навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме - стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп), золошлаки от сжигания углей, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в том числе и ветви деревьев, полиэтиленовая тара, поврежденная, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие отходы картона незагрязненные, обрезки и обрывки тканей смешанных. Место складирования ТБО не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка местами не проводилась, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями не оборудована, организация, принимающая отходы, не имеет лицензии на данные виды деятельности. При приеме ТБО радиационный контроль не осуществляется. Кроме того, на территории поселения выявлены очаги размещения отходов на земельных участках: <адрес> начинается свалка от <адрес> земли населенных пунктов; <адрес>, бывшее здание КНС; <адрес>. Земельные участки располагаются в границах муниципального образования Белоярский сельсовет. Администрацией Белоярского сельсовета для организации сбора и вывоза отходов производства, потребления определена организация в лице МУП «Белоярская ЖКХ», не имеющая прав на осуществление сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории поселения и не отвечающая предъявляемым законодательством требованиям. Территория поселения своевременно не очищается от мусора. Публичные функции в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами органом местного самоуправления ответчиком осуществляются не надлежаще. Длительное время не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Белый Яр и Кайбалы к определению организации, имеющей лицензию с обращением с отходами. Изложенное стало возможным вследствие того, что администрацией муниципального образования Алтайский район ненадлежащее исполняется обязанность по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления на территории муниципального образования Белоярский сельсовет, возложенная на нее подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, которое гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В ходе рассмотрения искового заявления помощник прокурора Асочакова Г.Г. 22.11.2011 года уточнила заявленные исковые требования и просила: признать действия Администрации Белоярского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Белый Яр и Кайбалы, размещение их на территории земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения незаконными. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Белоярский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках: с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения; а также расположенных: <адрес>, начинается свалка <адрес> земли населенных пунктов; <адрес> бывшее здание КНС; <адрес>. Установить для этого ответчику срок. Обязать Администрацию Белоярского сельсовета разработать паспорта отходов администрации, лимиты на размещение отходов и вести учет образующихся и переданных третьим лицам отходов. Установить для этого ответчику срок.
Прокурор Соколов Е.В. от исковых требований, предъявленных к Администрации МО Алтайский район отказался, в связи с их добровольным исполнением.
Представитель Администрации МО Алтайский район Высоцкая Н.В. согласна на прекращение исковых требований, предъявленных к Администрации МО Алтайский район.
Представитель ответчика С.А. Коновалова, действующая по доверенности, показала, что она не признает исковые требования. Считает, что ответчиком в полной мере выполняются требования действующего законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Приняты Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Белоярский сельсовет, где установлены правила уборки территории, сбора и временного хранения, вывоза твердых бытовых отходов. Заключено соглашение с МУП «Белоярское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ. Считает несостоятельными предъявленные требования об обязании произвести вывоз мусора с выявленных свалок, т.к. данных о принадлежности этих земельных участков прокурором не предоставлено.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РХ Малыхин Д.С. в зал суда не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, из которого следует, что уточненные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора., а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как усматривается из представленного Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, серии № №№ настоящим подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Администрация Белоярского сельсовета.
Доводы прокурора о выявленных свалках на территории Администрации Белоярского сельсовета подтверждаются представленными материалами прокурорской проверки, в которых нашли свое отражение, как места выявленных свалок, так и виды находящихся на них отходов.
Исследованными материалами гражданского дела суд считает установленным, что отходы, образующиеся в населенных пунктах, находящихся в границах Администрации Белоярского сельсовета вывозятся жителями стихийно, земельные участки, на которые они вывозятся не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм ( не согласованы с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы). Места складирования отходов не оборудованы в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Истцом подтверждено документально, что в ходе обследования территории поселения, установлено, что организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Администрации Белоярского сельсовета осуществляется ненадлежащим образом, с нарушением норм действующего законодательства.
Так, как следует из материалов проверки, выявлена несанкционированная стихийная свалка с. Белый Яр, под которую используется земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Администрации муниципального образования Алтайский район, предоставленный для эксплуатации рекультивируемого карьера для хранения твердых бытовых отходов. Отходы размещаются на нем методом навала на поверхность земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов контролируется организацией, не имеющей лицензии на данные виды деятельности, что не соответствует п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, согласно которого твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Так же установлено, что на земельном участке без санитарно-эпидемиологического заключения, без документов, подтверждающих постановку объекта на учет в государственном реестре, размещены отходы производства и потребления. Основные виды отходов, установленные при осмотре территории:
- навоз (код по ФККО 1310040000000);
- пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код по ФККО 5710180013005);
- отходы бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 3140270101995);
- стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп) (код по ФККО 3140080201995);
- золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000);
- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005), в том числе и ветви деревьев;
- полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995);
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005);
- прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005);
- обрезки и обрывки тканей смешанных (код по ФККО 5810110801995).
Место складирования ТБО не оборудовано в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16, зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2001 г. № 2826.
Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка местами не проводилась, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями не оборудована, организация принимающая отходы, не имеет лицензии на данные виды деятельности.
Согласно справки по результатам проверки кроме того, на территории поселения выявлены очаги размещения отходов на земельных участках: <адрес>.
Согласно справки главного специалиста-эксперта Алтайского отдела Управления Росреестра по РХ Р.Г. Асриянц земельные участки, на которых выявлены свалки, располагаются в границах Администрации Белоярского сельсовета и не включены в государственный реестр объектов размещения отходов. Находятся на землях сельскохозяйственного назначения.
Суд, не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что поскольку прокурором не предоставлено доказательств, подтверждающих кто является собственником данного земельного участка, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований. В данном случае обстоятельством, имеющим значение для существа принимаемого решения, является нахождение данных земельных участков в границах Администрации Белоярского сельсовета.
Администрацией Белоярского сельсовета для сбора и вывоза отходов с территории поселка определена организация - МУП «Белоярское ЖКХ», которая, как следует из представленных материалов, не имеет права на осуществление данного вида деятельности, не имеет специализированной техники, прошедших обучение специалистов, паспортов отходов I - V класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом в обоснование данной части заявленного иска, ответчиком не предоставлено.
Выявленные места стихийных свалок, свидетельствуют о том, что территория поселения своевременно не очищается от мусора, тем самым ответчиком нарушаются требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Это так же свидетельствует и о том, что ответчиком не принимаются меры к организации соответствующего действующему законодательству сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории с. Белый Яр и Кайбалы, привлечению к данной деятельности организацию, имеющую лицензию с обращением с отходами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации Белоярского сельсовета в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории с. Белый Яр и Кайбалы.
Согласно требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года №98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) – на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Материалами проведенной проверки подтверждается, что ответчиком паспорта отходов 1-4 класса опасности и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности не разработаны.
Учитывая, что неисполнение Администрацией Белоярского сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд находит уточненные исковые требования прокурора Алтайского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая объем выявленных несанкционированных свалок и предстоящий объем работы по их ликвидации, суд считает целесообразным установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения заявленных прокурором требований.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района к Администрации Белоярский сельсовет – удовлетворить.
Признать действия Администрации Белоярского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. Белый Яр и Кайбалы, размещение их на территории земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения с нарушением действующего законодательства незаконными.
Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Белоярский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках: с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения; расположенных в районе <адрес>), начинается свалка от <адрес>, земли населенных пунктов; <адрес>, бывшее здание КНС; <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Белоярского сельсовета разработать паспорта отходов администрации, лимиты на размещение отходов и вести учет образующихся и переданных третьим лицам отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Алтайского
районного суда Г.В. Попова
10.01.2012 года - дата изготовления мотивированного решения суда.