РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2012 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражакова Р. С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Саражакова Р.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Саражаков Р.С., являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящий на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания <данные изъяты> то есть с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Саражакова Р.С. жилым помещением, просит обязать администрацию обеспечить Саражакова Р.С. по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.
В судебном заседании истец Саражаков Р.С. требования поддержал, пояснив, что после смерти матери, ему было 14 лет, он находился в течение полугода в детском доме. После чего 3 года до совершеннолетия проживал с попечителем ФИО2, с 18 лет по лето 2011г проживал в квартире, принадлежащей умершей матери попечителя. В настоящее время проживает у бабушки ФИО1 в <адрес>, своего жилья не имеет. Обучался в <данные изъяты> до 2010 года. Затем обучался один год в <данные изъяты>.
Помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Олехова Ю.А. исковые требования не признала, полагает, что право истца не нарушено администрацией района.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Кировский сельсовет Коваль В.Т. с требованиями прокурора согласился.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав истца, помощника прокурора Алтайского района, представителя ответчика, третьего лица, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.
Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Свидетель ФИО2 суду показала, что Саражаков Р.С. не приходится ей родственником. В июле 2007 года, когда в с. Белый Яр закрывали детский дом, она оформила попечительство над Саражаковым Р.С. до 18 лет он проживал с ней в квартире, после 18 лет по лето 2011г. - в квартире ее умершей матери. Она неоднократно интересовалась очередностью предоставления жилья Саражакову Р.С., органы опеки показывали ей списки очередников и очередь Саражакова Р.С., но жилье так и не предоставили.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в прокуратуру Алтайского района с заявлением по вопросу об обеспечении жильем.
Согласно свидетельству о рождении и справке о рождении матерью Саражакова Р.С. является ФИО3, сведения об отце внесены в запись о рождении на основании заявления матери.
Распоряжением главы Кировского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Саражаков Р.С. признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно свидетельству, выданному <данные изъяты> Саражаков Р.С. ДД.ММ.ГГГГ завершил обучение в данном учебном заведении.
Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> право собственности не зарегистрировано.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Саражаковой Е.С., ФИО3 не имеется.
Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, квартира принадлежит ЗАО «Кировское», квартиросъемщиком является ФИО4 сожитель матери истца.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не пригодна для проживания.
Как следует из сводного списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по муниципальному образованию Кировский сельсовет, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, в данном списке Саражаков Р.С. значится.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Саражаков Р.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя ответчика о том, что право Саражакова РС. на получение жилого помещения не нарушено, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Саражаков Р.С. признан нуждающимся в жилом помещении, доказательств наличия у него жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком суду не представлено, жилым помещением он не обеспечен, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражакова Р.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражакова Р. С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Саражакова Р. С. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме – с 17.02.2012 года.
Судья Алтайского
районного суда РХ Квасова О.М.