2-50/2012 решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Асочаковой Г.Г., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражаковой Т. С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Саражаковой Т.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Саражакова Т.С., являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящая на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с момента окончания <данные изъяты>», то есть с 24.06.2010 года имеет право на получение жилья. Поскольку органы местного самоуправления муниципального района обязаны в первоочередном порядке обеспечить Саражакову Т.С. жилым помещением, просит обязать администрацию обеспечить Саражакову Т.С. по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебном заседании истица Саражакова Т.С. исковые требования поддержала, пояснив, что проживает в <адрес> с дядей ФИО1, зарегистрирована в <адрес> у знакомых. Ранее она с матерью проживала в жилом доме в <адрес> принадлежащем сожителю ее матери. Мать умерла за месяц до её совершеннолетия.

Помощник прокурора Алтайского района Асочакова Г.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Олехова Ю.А. исковые требования не признала, полагает, что право истицы не нарушено администрацией района.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Кировский сельсовет Коваль В.Т. с требованиями прокурора согласился.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.    

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях.

Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, 16.11.2011 года истица обратилась в прокуратуру Алтайского района с заявлением по вопросу об обеспечении жильем.

Согласно свидетельству о рождении и справке о рождении матерью Саражаковой Т.С. является ФИО2, сведения об отце внесены в запись о рождении на основании заявления матери.

Из свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы Кировского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Саражакова Т.С. признана нуждающейся в жилом помещении.

Согласно диплому, выданному Государственным <данные изъяты> Саражакова Т.С. 24.06.2010 года завершила обучение в данном учебном заведении.

Из справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, право собственности не зарегистрировано.

Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Хакасия в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах Саражаковой Т.С., ФИО2 не имеется.

Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, квартира принадлежит ЗАО «Кировское», квартиросъемщиком является ФИО3 сожитель матери истицы.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не пригодна для проживания.

Как следует из сводного списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по муниципальному образованию Кировский сельсовет, утвержденного 01.05.2011г. в данном списке Саражакова Т.С. значится.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Саражакова Т.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилья, которое возникло после окончания учебного заведения, а именно с 24.06.2010 года.

Довод представителя ответчика о том, что право Саражаковой Т.С. на получение жилого помещения не нарушено, суд находит несостоятельным и не основанным на законе, поскольку на момент рассмотрения дела Саражакова Т.С. признана нуждающейся в жилом помещении, доказательств наличия у нее жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком суду не представлено, жилым помещением не обеспечена, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражаковой Т.С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Саражаковой Т. С. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Саражакову Т. С. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме – с 17.02.2012 года.

Судья Алтайского

районного суда РХ Квасова О.М.