2-102/2012 о признании незаканным решение комиссии администрации муниципального образования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года                               с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев заявление Пинясовой Е. В. о признании решения комиссии Администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» об отказе в принятии документов незаконным, обязании администрации муниципального образования Алтайский район включить в список участников программы «Социальное развитие села до 2013 года»,

УСТАНОВИЛ:

Пинясова Е.В. обратилась в Алтайский районный суд с заявлением о признании решения комиссии Администрации муниципального образования Алтайский район по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» об отказе в принятии документов незаконным, обязании администрации муниципального образования Алтайский район включить в список участников программы «Социальное развитие села до 2013 года», мотивируя тем, что 21.11.2011 года распоряжением главы муниципального образования Белоярский сельсовет ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. После чего ею подано заявление в администрацию муниципального образования Алтайский район о включении в список участников Программы «Социальное развитие села до 2013 года» со всеми необходимыми документами. 19.01.2012 года решением комиссии по реализации программы ей отказано в принятии документов. В письме администрации муниципального образования Алтайский район указана причина отказа, что на одного члена семьи приходится 23,8 кв.м. общей площади жилья. Полагает, что решение является незаконным, поскольку ее семья проживает отдельно от родителей, снимает жилой дом в аренду и на одного члена семьи приходится 8,8. кв.м. при учетной норме 14 кв.м.

В судебном заседании заявительница Пинясова Е.В. требования поддержала по изложенным в заявлении мотивам, пояснила, что с января 2011 года по настоящее время она с семьей проживает отдельно от родителей, снимает в аренду жилой дом по адресу: <адрес>.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкая Н.В. требования не признала, пояснила, что решение является законным. При принятии решения о признании заявительницы нуждающейся в улучшении жилищных условий не учтено положение п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так как заявительница прописана у родителей, она не утратила право пользования жилым помещением.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Белоярский сельсовет Коновалова С.А. поддержала требования заявительницы. Пояснила, что при рассмотрении документов Пинясовой Е.В. других жилых помещений не было установлено. Жилое помещение, принадлежащее её матери не может быть учтено, так как заявительница, выехав на другое место жительства, утратила право пользования этим жилым помещением.

Выслушав заявительницу и представителей заинтересованных лиц, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (далее Типовое положение) предусмотрено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения.

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

Согласно пунктам 12, 14, 15, 19 указанного Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;

г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;

д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копий трудовых книжек (для работающих).

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия Постановление Правительства Республики Хакасия от 16.08.2011 № 524 «Об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Республики Хакасия»

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений

В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.

Решением Совета депутатов муниципального образования Белоярский сельсовет от 19.07.2010 г. № 74 установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в размере 14 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения.

Распоряжением администрации муниципального образования Белоярский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Пинясова Е.В. и члены ее семьи: муж ФИО1, сын ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Пинясова Е.В. обратилась к главе муниципального образования Алтайский район с заявлением о включении ее семьи в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». К заявлению приложены: документы, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копия выписки из похозяйственной книги; документ, подтверждающий признание семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий; копия трудовой книжки заявительницы; договоры аренды жилого помещения.

Решением комиссии по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» от ДД.ММ.ГГГГ Пинясовой Е.В. со ссылкой на пункт 3.1.3 положения о комиссии отказано в принятии документов без указания причины отказа.

Из письма администрации муниципального образования Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что документы Пинясовой Е.В. направлены главе Белоярского сельсовета для передачи заявителю с указанием причин возврата: Пинясова Е.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с нарушением норм Жилищного кодекса российской Федерации, на одного член семьи приходится 23.,8.кв.м. общей площади жилья.

Согласно договорам аренды, подписанным между ФИО3 и Пинясовой Е.В., наниматель Пинясова Е.В. получила во временное пользование жилой дом по адресу<адрес>, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки Врио начальника ОУУПи ДН ОМВД России по Алтайскому району ФИО4 следует, что Пинясова Е.В. с семьей мужем и сыном фактически проживает по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей администрации Белоярского сельсовета установлено, что Пинясова Е.В. проживает с мужем им сыном с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.

Согласно копии лицевого счета , выданной администрацией муниципального образования Белоярский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ, Пинясова Е.В. зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей её матери ФИО5

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 53,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства 6 человек.

Распоряжением главы муниципального образования Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по вопросам реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утверждено положение о комиссии.

Пунктом 3.1.3 положения о комиссии предусмотрено, полномочие комиссии по принятию решения о принятии либо об отказе в принятии от граждан документов.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования Пинясовой Е.В. обоснованными, поскольку как установлено в судебном заседании, заявительница и члены её семьи в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. При подаче заявления о включении в список участников программы «Социальное развитие села до 2013 года» заявительницей в администрацию муниципального образования Алтайский район были представлены все необходимые документы для включения в указанный список. Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, суду не представлено. На момент принятия оспариваемого решения и по настоящее время Пинясова Е.В. с членами своей семьи: мужем и сыном проживает по адресу: <адрес>, совместно с родителями не проживает, общее хозяйство с ними не ведет, фактически утратила право пользования жилым помещением, в котором зарегистрирована по месту жительства. Поскольку Типовым положением не предусмотрено право органа местного самоуправления принимать решение об отказе в принятии документов обжалуемое решение комиссии является незаконным.

Учитывая, что оспариваемым решением созданы препятствия для участия заявительницы в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» ее требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Пинясовой Е. В. о признании решения комиссии Администрации муниципального образования Алтайского района по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» об отказе в принятии документов незаконным, обязании администрации муниципального образования Алтайский район включить в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» - удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Администрации муниципального образования Алтайского района по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» об отказе в принятии документов Пинясовой Е. В..

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район включить Пинясову Е. В. и членов ее семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с момента подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 21.02.2012 г. через Алтайский районный суд.

Судья Алтайского

районного суда Квасова О.М.