2-369/2012 об обеспечении жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2012 года с. Белый Яр

    Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием прокурора Алтайского района Республики Хакасия Соколова Е.В.,

при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Шаронова М. В. к администрации муниципального образования <адрес> об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма за счет средств бюджета,

                        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района Республики Хакасии обратился в Алтайский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Шаронова М.В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма за счет средств бюджета. Свои требования мотивирует тем, что в прокуратуру Алтайского района обратился Шаронов М.В. о нарушении его прав как сироты, выразившихся в не предоставлении ему органами местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей – сирот. Проверкой было установлено, что согласно свидетельству о рождении Шаронов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются Шаронов В.М. и Шаронова Л.А. Шаронов М.В. остался без родительского попечения в 1994 году в связи с тем, что его родители решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Алтайский район от ДД.ММ.ГГГГ над Шароновым М.В. назначена опека. Согласно распоряжения главы МО Новороссийский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Шаронов М.В. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет на получение жилья. Шаронов М.В., является лицом из категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями федерального закона имеет право на внеочередное получение жилья. Однако, данное право Шаронова М.В. до настоящего времени реализовано не было. На основании чего просит суд обязать администрацию муниципального образования Алтайский район предоставить вне очереди жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма за счет средств бюджета.

В судебном заседании прокурор Алтайского района Республики Хакасия Соколов Е.В. поддержал заявленные исковые требования, по изложенным в иске основаниям, и настаивала на их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкая Н.В. возражала, против удовлетворения заявленных исковых требований, мотивируя тем, что предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Хакасия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 11.12.2006 № 68-ЗРХ. Вышеуказанные полномочия разграничены между администрацией муниципального образования Алтайский район и администрациями сельских поселений Алтайского района. Муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ. Органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Администрация муниципального образования Алтайский район составляет список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в следующем финансовом году на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений информирует до 01 июня текущего года Министерство образования и науки Республики Хакасия. Шаронов М.В. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет право которых должно быть реализовано в 2012 финансовом году. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Общий объем субвенции на осуществление государственных полномочий определяется каждому муниципальному образованию в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Хакасия. Таким образом, администрация муниципального образования Алтайский район приобретает для обеспечения Детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации муниципального образования Алтайский район, за не обеспечение Детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2)отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для Детей-сирот.

В судебное заседание Шаронов М.В. не явился, уведомив суд о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки РХ, в зал судебного заседания не явился, не смотря на надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав прокурора Алтайского района Республики Хакасия, представителя администрации муниципального образования Алтайский район Высоцкую Н.В., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статья 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.    

Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).    

Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.

Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 названого закона (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ ) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

    Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

    Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя (далее - лица, достигшие возраста 23 лет).

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".

    В силу пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно статье 4 указанного закона решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шаронов М.В. обратился в прокуратуру Алтайского района Республики Хакасия с заявлением по вопросу об обеспечении жильем.

Согласно свидетельству о рождении выданному ДД.ММ.ГГГГ Новороссийским сельским Советом Алтайского района, Республики Хакасия родителями Шаронова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: отец – Шаронов В.М., мать- Шаронова Л.А.

Из представленного свидетельства о смерти I-ПВ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Новороссийским сельским <адрес>, Республики Хакасия усматривается, что Шаронов В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Шаронов В.М. и Шаронова Л.А. лишены родительских прав в отношении сына Шаронова М.В.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Шаронов М.В. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет для получения жилья по договору социального найма.

Согласно уведомлениям сведений о зарегистрированных правах Шаронова М.В. и Шароновой Л.А. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

Из представленных справок Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» следует, что Шаронов М.В. и Шаронова Л.А. жилого дома и квартиры в собственности не имеют.

Из копии лицевого счета , выданной администрацией МО Новороссийский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ за усматривается, что Шаронов М.В. числится состоящим на регистрационном учете по адресу: <адрес>

На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартиры по адресу: <адрес> являются: Ивакин В.А., Ивакин А.В., Ивакина С.И., Ивакин А.В. <данные изъяты>

Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2012 году Шаронов М.В. значится в данном списке под номером <данные изъяты>.

Суд находит установленным то обстоятельство, что Шаронов М.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма как оставшийся без попечения родителей.

До настоящего времени Шаронов М.В. жилым помещением не обеспечен, право на получение его по договору найма, находясь на учете для получения жилья, им не утрачено.

Отсутствие прав на объекты недвижимости у Шаронова М.В. представителем администрации муниципального образования Алтайский район не отрицалось.

Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения основаны на положениях ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.

Кроме этого, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее Шаронова М.В. поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления, в данном случае администрацией муниципального образования Алтайский район, и жилое помещение предоставляется вне очереди, по месту выявления, у Администрации муниципального образования Алтайской район возникла обязанность по внеочередному предоставлению Шаронову М.В. жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека за счет субвенций бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Алтайского района РХ об обязании администрации муниципального образования Алтайский район предоставить Шаронову М.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленной социальной нормы, на условиях социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия, предъявленные в защиту интересов Шаронова М. В. к администрации муниципального образования Алтайский район об обязании обеспечить жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма за счет средств бюджета– удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алтайский район обеспечить Шаронова М. В. жилым помещением по месту жительства не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма за счет средств бюджета

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Алтайский районный суд Республики Хакасия.

    Судья подпись Попова Г.В.

13.08.2012 года - дата изготовления мотивированного решения.