Дело № 2-477/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2012 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием прокурора Алтайского района Соколова Е.В., при секретаре Осиновской Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета об обязании организовать водоснабжение населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета о признании бездействия по организации водоснабжения с. Очуры безопасной водой в достаточном количестве незаконным, об обязании произвести ликвидацию скважины по ул. Советская, 236, павильона над ней и водонапорной башни, о чем в установленном законом порядке составить акт; организовать проведение изыскания на предмет определения дополнительного источника питьевого водоснабжения жителей села Очуры с учетом Генерального плана застройки с. Очуры и возможностью организации вокруг него зон санитарной охраны; организовать разработку и утверждение в установленном порядке, техническую документацию на систему водоснабжения с. Очуры; организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны на скважине по ул. Советская, 115а в с. Очуры; организовать обеззараживание питьевой воды, поставляемой населению; оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый под действующей скважиной в установленном законом порядке, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки установлено, что администрацией Очурского сельсовета требования санитарно-эпидемиологического законодательства не исполняются. Потребность населения в питьевой воде на территории с. Очуры сохраняется, однако, фактически питьевой водой обеспечиваются лишь 20 домовладений. Существующая скважина по ул. Советская, 236, ранее обеспечивавшая потребность населения питьевой водой, в настоящее время не используется для данных целей, вокруг скважины не организована санитарно-охранная зона. Водоисточник не защищен от истощения, засорения и загрязнения. Павильон над скважиной разрушается, приходя в аварийное состояние, и является источником опасности, т.к. может обрушиться в любой момент. Проект организации зон санитарной охраны участка подземных вод (скважина № 1132 ул. Советская, 115а) не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил. В поселении нет резервного источника водоснабжения, отвечающего требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В случае аварийной ситуации, обеспечить школу и 20 домовладений питьевой водой не представляется возможным. Трубопровод, посредством которого осуществляется водоснабжение в с. Очуры, не имеет сертификата соответствия нормативным требованиям. Техническая документация на систему водоснабжения в поселении отсутствует. Принятая в муниципальном образовании целевая программа «Чистая вода» за три года надлежащим образом не финансировалась, в то время как потребность в финансировании программных мероприятий составляет 34800 тысяч рублей. Дальнейшее бездействие администрации муниципального образования в части не принятия мер к надлежащему исполнению установленных законом обязанностей по обеспечению жителей с. Очуры качественной питьевой водой в необходимом количестве является прямым нарушением прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
03.10.2012 года прокурор Алтайского района уточнил требования, просил признать бездействие администрации Очурского сельсовета по организации водоснабжения села Очуры безопасной водой в достаточном количестве незаконным, обязать администрацию Очурского сельсовета произвести ликвидацию скважины по ул. Советская, 236, павильона над ней и водонапорной башни, о чем в установленном законом порядке составить акт; организовать проведение изыскания на предмет определения дополнительного источника питьевого водоснабжения жителей с.Очуры с учетом Генерального плана застройки с. Очуры и возможностью организации вокруг него зон санитарной охраны; организовать разработку и утверждение в установленном порядке техническую документацию на новую систему водоснабжения с. Очуры; оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый под действующей скважиной.
В судебном заседании помощник прокурор Алтайского района Асочакова Г.Г. уточнила требования в части ликвидации скважины по ул. Советская. 236, просила обязать ответчика привести павильон и водонапорную башню в соответствие с требованиями безопасности, в остальной части уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просил установить срок исполнения решения до 31.12.2014 года.
Представитель ответчика администрации Очурского сельсовета Заболотный В.В. исковые требования признал.
Представители третьих лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район, Управления Роспотребнадзора по РХ, Управления Росприроднадзора по РХ в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав помощника прокурора Алтайского района, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Пунктом 1.5. Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно п. 1,2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Пунктами 3.1., 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия от 21.05.2012 года проект «Организация зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважина 1132)» не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил, на момент проверки акт о ликвидации или консервации скважины не представлен.
Из заключения ООО «Эталон» от 16.10.2010 года усматривается, что водонапорная башня в с. Очуры не пригодна к дальнейшей эксплуатации.
Из письма КУМИ МО Алтайский район от 12.04.2012 года усматривается, что земельные участки в пределах водоохранных зон водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения органам местного самоуправления не предоставлялись.
Согласно справкам администрации Очурского сельсовета от 28.09.2012 года на территории поселения находятся 885 домовладений из них в 376 имеются индивидуальные колодцы, в 276 – скважины, 107 колодцев общего пользования, 2 водонапорные башни, 8 домов используют центральное водоснабжение.
Постановлением главы Подсинского сельсовета от 10.03.2012 г. № 9 утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода на 2010-2020 г.г.» в разделе 1 программы, предусмотрено, что для обеспечения населения поселения качественным водоснабжением нужно увеличить водопроводную сеть, необходимо проложить по ул. Советская на расстоянии 1200 м. водопроводную сеть, что позволит подключить к сети дополнительно 70 подворий.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик администрация Очурского сельсовета ненадлежащим образом исполняет полномочия по организации водоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета об обязании организовать водоснабжение подлежащими удовлетворению.
Учитывая характер и объем работ, которые необходимо выполнить исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31.12.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Очурского сельсовета об обязании организовать водоснабжение - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Очурского сельсовета по организации водоснабжения с. Очуры безопасной водой в достаточном количестве незаконным.
Обязать администрацию Очурского сельсовета в срок до 31.12.2014 года:
привести павильон и водонапорную башню в соответствие с требованиями безопасности;
организовать проведение изыскания на предмет определения дополнительного источника питьевого водоснабжения жителей с.Очуры с учетом Генерального плана застройки с. Очуры и возможностью организации вокруг него зон санитарной охраны;
организовать разработку и утверждение в установленном порядке технической документации на новую систему водоснабжения с. Очуры;
оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый под действующей скважиной.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд РХ в течение месяца со дня его оглашения.
Судья Алтайского
районного суда Квасова О.М.